Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Лозовская Татьяна Витальевна
старший преподаватель
кафедры английского языка
ГГУ имени Ф. Скорины
Г. Гомель, Республика Беларусь
Вопрос организации самостоятельной работы имеет актуальное значение для высшей школы. Именно в процессе этого вида деятельности у студента активизируются его творческие возможности, развиваются мышление, умение контроля, самоанализ, что формируют личность будущего специалиста.
Проблема научно-методической и учебной организации самостоятельной работы приобретает особый смысл при обучении иностранному языку. Самостоятельная работа является здесь органическим продолжением аудиторной работы; она позволяет сделать процесс формирования иноязычной коммуникативной компетенции непрерывным.
Необходимо отметить, что в вузе студенты не только приобретают знания по соответствующим дисциплинам, но и развивают умения самостоятельно проводить научно-исследовательскую работу. При выполнении курсовых и дипломных проектов у студентов нередко возникает потребность обращения к англоязычным научным материалам. Данный факт определяет приоритетное значение организации научно-исследовательской деятельности как вида самостоятельной работы студентов над иностранным языком. Поэтому наряду с расширением и углублением знаний по предмету и развитием всех видов речевой деятельности, одной из главных целей обучения иностранному языку становится поддержание и совершенствование иноязычных навыков читать и находить требующуюся информацию из иностранных источников [1, с. 145].
Поисково-исследовательская самостоятельная работа студентов по иностранному языку — это не просто самостоятельность студентов в поиске и отборе научного материала из иноязычных источников, а организованная система обучения под руководством преподавателя. Опыт показывает, что первокурсники не подготовлены к ней, у них отсутствуют необходимые знания. В связи с этим поисково-исследовательская работа студентов-первокурсников всегда будет носить условный характер. На практике этот этап обучения лишь подготавливает студентов к последующей поисково-исследовательской деятельности. На первом курсе одним из необходимых условий рациональной организации самостоятельной работы является широкое использование различных форм индивидуальной работы со студентами с применением специальных форм индивидуализированного подхода к студентам разных категорий успеваемости. На данном этапе проводятся консультации, даются индивидуальные задания по вводно-коррективному курсу. Все задания снабжены различными видами упражнений, которые носят, в основном, тренировочный характер, т.е. продолжается работа над усвоением языкового материала, полученного на занятиях.
Одна из основных проблем состоит в том, что в большинстве высших учебных заведениях Беларуси обучение иностранному языку на неязыковых факультетах осуществляется, в основном, только на первом курсе. Далее, как показывает практика, большая часть студентов перестает практиковаться в английском языке по окончанию основного курса обучения и, как результат, утрачивают ранее выработанные языковые и речевые навыки и умения. В итоге, поступив в магистратуру или аспирантуру, где изучение иностранного языка проводится на более высоком языковом и профессиональном уровне, учащиеся испытывают немалые сложности, поскольку владение иностранным языком становится необходимым не только для сдачи экзаменов, но и для ознакомления и детального изучения иностранной литературы по конкретному объекту научного исследования, что необходимо для написания научной работы, а также для успешных выступлений на международных конференциях молодых специалистов, целью которых является получение и обмен информацией, необходимой для дальнейшей научной деятельности [2].
В идеале данную ситуацию можно исправить путем внедрения на неязыковых факультетах непрерывного курса обучения иностранным языкам, а именно 4 года. Преподавателями Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины осуществляется постоянная работа над реализацией данного плана. В настоящее время, начиная со второго курса, удалось организовать факультативные курсы английского языка, на которых студенты имеют возможность продолжать совершенствовать свои знания, а преподаватели, в свою очередь, уделять больше внимания развитию поисково-исследовательской самостоятельной деятельности обучающихся.
Так, на втором курсе наряду с выполнением многочисленных заданий с целью совершенствования навыков говорения, большое значение также приобретает работа над текстом. Текст является источником информации по какой-либо теме и носит профессиональную или научную направленность, поэтому необходимо обучать студентов способам добывания содержащейся в тексте информации. Работа с текстом должна носить научно-исследовательский характер. Для этого необходима система упражнений, направленных на обучение студентов получению и передаче информации. Упражнения должны быть дотекстовыми, которые ставят своей целью сконцентрировать внимание на важных моментах в изложенном и выработать умение и навыки кратко изложить прочитанное, а также послетекстовыми, которые носят творческий характер и направлены на выработку умений и навыков излагать свои мысли о прочитанном.
На третьем курсе студенты подготовлены к самостоятельной поисково-исследовательской работе по иностранному языку. Им предлагается такой вид работы, как перевод статьи из английской периодики по профессиональным и научным темам, а также перевод статей, связанных с курсовыми и дипломными работами, для дальнейшего использования в них полученной информации. Такой вид работы требует большей степени подготовленности и самостоятельности, чем работа над техникой чтения, заучивания.
Таким образом, требования для студентов неязыковых факультетов должны иметь объектами контроля не только умения говорить на иностранном языке на общегуманитарные и профессиональные темы, понимать иностранную речь на слух, излагать свои мысли письменно, но и читать, и понимать иноязычный текст по общегуманитарной и профессиональной проблематике, а также уметь извлекать из него необходимую информацию для последующего ее использования в своей научной работе.
Список использованной литературы