Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Педагогическое наследие А.С. Макаренко в системе работы воспитателя реабилитационного центра.

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Астраханцева Марина Константиновна, Рассказчикова Ирина Ардалионовна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №1 2024»  (январь, 2024)
Количество просмотров статьи: 58
Показать PDF версию Педагогическое наследие А.С. Макаренко в системе работы воспитателя реабилитационного центра.

Астраханцева Марина Константиновна
Рассказчикова Ирина Ардалионовна



Научить человека быть счастливым нельзя,
но воспитать его так, чтобы он был счастливым можно.

Социальный сирота — это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство.

Дети, поступающие в реабилитационный центр, как правило, из неблагополучных семей, они живут только в настоящем, у них отсутствуют чёткие представления о своём будущем и слабое понимание возможностей самореализации. Большинство из них получили психологические травмы, имеют проблемы в образовании, общении, у них высокий уровень тревожности, агрессивности, отсутствует или слабо развито чувство ответственности, желание трудиться на общее благо.

В нашем центре дети находятся от нескольких дней до года. Возраст от 3 до 18 лет. Мы работаем с детьми возрастной категории от 3 до 10 лет. При этом ставим себе задачу минимизировать негативные последствия противоестественной жизни ребенка в семье. Приобщить его к другим формам взаимоотношений между людьми: без угроз, оскорблений, физических расправ.

Многие подсказки для решения этой задачи мы нашли у классика нашей педагогики А. С. Макаренко, в его «Педагогической поэме».

Ведущей идеей, пронизывающей его педагогические взгляды и деятельность, является теория воспитательного коллектива. Эта система была направлена на интеграцию воспитания и образования с трудовой деятельностью. Согласно концепции Макаренко, рассматриваемая форма педагогического процесса предполагает формирование у детей определенных норм и взаимоотношений, присущих человеческому коллективу.

Макаренко считал, что организационное строение коллектива должно напоминать отношения в семье, при которых происходит непрерывная передача опыта от старших к младшим, а младшие усваивали привычки поведения, приучались уважать старших. Поэтому мы используем шефство. За старшим ребенком закрепляется малыш, которому он помогает в быту. Дети школьного возраста охотно берутся за шефство над младшими и терпеливо его осуществляют. Часто, если из одной семьи поступает несколько детей, то старшие заботятся о младших. Но нередки случаи, когда дети из одной семьи никак не привязаны друг к другу, не только старшие не помогают младшим, но и настроены к ним враждебно. С ними мы работаем над формированием уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, позитивных установок на оказание помощи и заботу о своих младших братьях и сестрах.

Основная отличительная черта педагогического стиля Макаренко — воспитание в труде. Учитывая возраст наших воспитанников, мы первоначально учим их навыкам самообслуживания. Расправить и заправить постель, сложить вещи после прогулки, самостоятельно одеться на прогулку, собрать игрушки после игры. Дети постарше учатся стирать мелкие вещи, дежурить в столовой, вытирать пыль, ухаживать за комнатными растениями. Совместно дети трудятся при уборке территории: помогая дворнику собирать листву осенью или ветки деревьев после сильного ветра, убирать отцветшие клумбы, расчищая дорожки от снега зимой, высаживая рассаду весной, и поливая и пропалывая ее летом. Осознавая принадлежность к коллективу, и трудясь вместе с ним и для него, ребята усваивают ценность и значимость лучших человеческих качеств не в теории, а на практике.

Для усвоения норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные, развития общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками мы включили в программу реабилитации коммуникативные игры, хороводные игры.

Для поддержки дружеских взаимоотношений в коллективе, развития коммуникативных навыков мы отмечаем дни рождения каждого ребенка. Стараемся провести его так, чтобы ребенок почувствовал, что это именно его день.

Одним из принципов педагогики Макаренко является воспитание коллективной ответственности. Чтобы при приеме пищи в столовой был порядок, мы придумали ставить на стол флажок, который символизирует о лидерстве сидящих за этим столом детей. Они и пищу принимают аккуратно, и едят с аппетитом, да и не шумят.

Чтобы быстро уложить детей спать, мы тоже придумали хитрость в виде ночной феи. Это такая маленькая куколка, которая вешается на дверь той комнаты, где дети без замечаний улеглись спать.

Для развития интереса к участию в жизни коллектива, и реализации принципа самоуправления, мы ведем экран учета активности каждого воспитанника. Перед отбоем проходит наш вечерний «Огонек». Отряд садится в холле, и дети решают, кому какого цвета ставить значок.

Развитию и расширению кругозора, искоренению пробелов в знаниях способствуют познавательные мероприятия.

Ярко прошло празднование 1 мая. Мы решили показать детям, как раньше отмечали этот праздник. Заранее крутили белоснежные цветочки из салфеток, прикручивали их к распустившимся веткам тополя. Делали красные бантики на грудь. Надували шары. Выучили речевку. 1 мая состоялась наша мини — демонстрация.

Ежегодно к 9 мая дети учат стихи для выступления на конкурсе в библиотеке. Тематически украшаем холл и окна центра, проводим мероприятие «Каждый помнит, каждый знает», слушаем песни военных лет, рассказываем об акции «Бессмертный полк».

22 июня проводится мероприятие «Тот самый первый день войны». Военно-патриотическая игра «Зарница». Где дети старшего возраста собирают и разбирают автомат, проходят множество испытаний.

Почему птицы не едят божьих коровок? Кто питается исключительно мертвой пищей? Почему кузнечик зеленый? И еще много других вопросов о флоре и фауне удается решить ребятам на «Экологической тропе».

Прогулка по Бородинской пещере дала детям представление о различных натечных образованиях: сталактитах и сталагмитах, колоннах и драпировках. Дети узнали, как называются самые примечательные из них, как они образовались.

Основное правило педагогики Антона Семеновича Макаренко являлось целостность процесса воспитания. Это правило подразумевает, что человека невозможно воспитать «по частям», работая над каким — то одним недостатком. Только подходя к проблеме со всех сторон, можно получить положительный результат. Поэтому мы занимаемся и организованным досугом наших воспитанников. Самостоятельно, как правило, они не хотят, да и не умеют его позитивно организовать.

Одно из ярких воспоминаний — игра «В поисках клада». Детям сообщили, что на территории центра зарыт клад. Чтобы его найти, нужно всем вместе решить множество задач, пройти испытания на выносливость и ловкость, проявить смекалку и взаимовыручку.

Проводим множество командных соревнований. Они носят как интеллектуальный, так и спортивный характер. На первоначальном этапе не всегда ребята могут погасить негативные эмоции от проигрыша. Иногда приходится лавировать с результатом, подводя его к равенству или делая разрыв минимальным. Постепенно мы приводим ребят к пониманию того, что проигрыш — тоже результат. Он показывает над чем надо поработать, почему не удалось стать победителями.

Становится традиционным проведение осенней ярмарки. Разыгрывается целое представление с участием детей и взрослых. Дети постигают азы финансовой грамотности, так как им дается определенная сумма «денег», на которую они могут купить выпечку, соки, фрукты, овощи.

Игра, познание, труд, общение — это те виды деятельности, без которых невозможна социализация ребенка, адаптация его в нормальном человеческом обществе. Полностью согласны с мнением А.С.Макаренко о том, что человеку важно найти свое место в коллективе, чувствовать себя его частицей, прислушиваться к правилам и законам коллектива. Ежедневно мы создаем условия для социального возрождение детей, вхождения в мир, игры, труд, познания.