Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Шицко Александра Валерьевна
E-mail: sebtk@mail.ru
Изменение экономических условий, связано формированием новых производственных отношений и проведением рыночных реформ. Реакцией на снижение поступлений доходов от продажи нефти и газа, решение ключевых экономических проблем становится стремление к интеграции России в мировое сообщество, проведение модернизации предприятий, применения современных технологий и стимулирование инноваций.
Управление экономическими реформами основано на использовании любой собственности, в том числе государственной. На качество использования и управления государственной собственности влияют применяемые механизмы регулирования. Исследование тенденций развития системы собственности в процессе формирования многоукладной экономики показало, что приоритетной задачей в настоящее время является повышение эффективности государственной собственности путем совершенствования системы управления, создания эффективного собственника на различных уровнях национальной экономики России.
В Российской Федерации государство не только осуществляет управление различными экономическими процессами, но и участвует в деятельности предприятий. Государство имеет в собственности пакеты акций и представитель Правительства РФ является членом Совета директоров или Председателем Правления государственных корпораций.
Государственный сектор национальной экономики России возник в результате приватизации неэффективной государственной собственности. В европейских странах с развитой рыночной экономикой государственный сектор формировался в условиях деловой активности частных компаний, создавая равные условия для конкуренции предприятиям различных форм собственности.
В странах с развитой рыночной экономикой нет стандартных подходов к формированию государственного сектора экономики. В разных странах Европы, Америки и других стран государственный сектор экономики различается по отраслевым приоритетам, по степени государственного участия и эффективности.
В России государство участвует в таких отраслях экономики как банковская деятельность, нефте- и газодобыча, электроэнергетика, железнодорожные перевозки, авиа- и судостроение, почтовая связь, космическая и военная техника, добыча драгоценных камней и металлов и т.д.
В европейских странах государственный сектор экономики представлен следующими отраслями: железнодорожный и авиационный транспорт, почтовая и телеграфная связь, электроэнергетика, черная металлургия, нефтяная, газовая промышленность и угольная промышленность.
Размеры государственного участия в экономике зависят от экономической и социальной эффективности государственного сектора экономики.
В Российской Федерации предприятия государственного сектора экономики являются гарантией сохранения национальных богатств, способствует экономическому росту и является залогом стабильности. Государственный сектор стимулирует развитие фундаментальных научных исследований, развитием приоритетных технологий (нано- и биотехнологии, генетические исследования, биоинженерия и т.д.).
В научной литературе отсутствует единый подход к конкретному определению государственного сектора и возникает трудность в установлении количественного состава и определении его границ.
Государственный сектор экономики состоит из сектора государственного управления, сектора государственных корпораций и организаций, государственного бюджета.
Федеральным законом №
Рассмотрим на рисунке 1 примерную структуру государственного сектора РФ.
Рисунок 1 — Примерная структура государственного сектора РФ
Сведения о динамике хозяйственной деятельности предприятий, составляющих государственный сектор можно получить из информации Министерства экономического развития РФ, Комитета по имуществу и имущественным отношениям РФ и Комитета по статистике РФ.
В структуре национальной экономики России объемы продаж десяти крупных государственных корпораций составляют более 20% ВВП страны. Корпорация «Газпром» формирует около 8% доходов бюджета России.
Крупные государственные корпорации в России можно условно разделить на следующие группы:
· транспортно-инфраструктурные. К ним относятся РЖД, Газпром, Транснефть, Государственная корпорация по организации воздушного движения, Транснефтепродукт;
· коммуникационные. Эту группу составляют такие корпорации как, Почта России, Связьинвест, ФАПСИ, внутренние системы связи Министерства обороны РФ, Газпрома, РЖД);
· энергетические. К ним относятся Росэнергоатом, РАО ЕЭС, ТВЭЛ;
· добыча и экспорт сырья. Эту группу составляют такие компании как, Газпром, Алроса, Роснефть.
Перед кризисом 1998 года доля государства в экономике России оценивалась примерно в 25%. В 2008 году — уже в
Оценка доли государственного сектора в российской экономике осложняется тем, что государству принадлежат определенные доли в акционерном капитале и многих формально коммерческих компаний. При этом в экономике возникают все новые «гибридные» формы государственного капитализма.
Рассмотрим в таблице 2 долю государственного сектора по отдельным показателям в 2011 — 2014 гг., %
Таблица 2 — Доля государственного сектора по отдельным показателям в 2011 — 2014 гг., %
2011 | 2012 | 2013 | I полугодие 2014 г. | |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами: | ||||
— добыча полезных ископаемых | 16,5 | 16,5 | 21,6 | 22,4 |
— добыча топливно-энергетических полезных ископаемых | 16,7 | 16,6 | 22,1 | 22,5 |
— обрабатывающие производства | 9,9 | 9,8 | 12,0 | 12,5 |
— производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 24,0 | 25,7 | 25,0 | 19,2 |
Объем строительных работ, выполненных собственными силами | 4,0 | 3,8 | 3,9 | 3,7 |
Пассажирооборот организаций транспортаа | 65,3 | 64,5 | 62,7 | 60,4 |
Объем коммерческих перевозок (отправления) грузов, выполненный транспортными организациями (без организаций трубопроводного транспорта | 38,1б | 76,0 | 75,3 | 78,8 |
Коммерческий грузооборот, выполненный транспортными организациями (без организаций трубопроводного транспорта) | 36,4б | 92,9 | 93,4 | 94,6 |
Услуги связив | 13,4 | 14,2 | 13,7 | 13,2 |
Внутренние затраты на научные исследования и разработки | 73,8 | 75,4 | 74,1 | 70,8 |
Объем платных услуг, оказанных населению | 18,8 | 18,9 | 19,1 | 17,0 |
Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансированияг | 28,8/ 21,3 | 28,8/ 20,9 | 30,3/ 21,0 | 25,6/ 19,2 |
Выручка нетто от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и иных аналогичных обязательных платежей) | 11,6 | 12,6 | 12,7 | 13,2 |
Среднесписочная численность работников | 24,9 | 25,8 | 26,7 | 28,0 |
Согласно официальным статистическим данным в период с 2013 по 2014 годы произошло повышение удельного веса государственного сектора по сравнению с 2011 и 2012 годами в добыче полезных ископаемых, обрабатывающих производствах и уровне занятости.
Согласно доклада экономистов Всемирного Банка из Центра глобальной практики по макроэкономической и бюджетной политике в России непропорционально большой государственный сектор. Поскольку значительная часть работников занята в органах государственного управления, на государственных предприятиях или в государственных банках, многие домохозяйства непосредственно зависят от занятости и заработной платы в государственном секторе.
Позиции предприятий, относящихся к государственному сектору, по результатам 2013 года и в первом полугодии 2014 года стали доминирующими по нескольким видам деятельности, таким как пассажирские и грузовые и перевозки по железной дороге, восстановление лесов, внутренние затраты предприятий на исследования и разработки. Удельный вес остальных направлений деятельности государственных предприятий составляет менее 20%, кроме добычи нефти, включая газовый конденсат, доля государственного сектора в I полугодии 2014 г. составила около 22%, воздушного пассажирооборота транспортной авиации, автомобильного транспорта, без учета предприятий малого предпринимательства, всех видов платных услуг, где доля государственного сектора не превышает 50%.
В период после глобального финансового кризиса важную роль в повышении доходов относительно бедных российских домохозяйств сыграли пенсии и заработные платы в государственном секторе. В период с 2008 по 2014 год заработные платы в частном секторе обеспечивали 44% роста реальных доходов среди домохозяйств, относящихся к беднейшим 40 процентам, в то время как вклад зарплат в госсекторе составил 36%, а вклад пенсий — 13%. За этот период совокупный рост зарплат в государственном секторе у лиц, относящихся к беднейшим 40 процентам, достиг 39%. Рост зарплат в государственном секторе оказал разнонаправленное влияние на доходы среднего класса.
С учетом весомой роли государства в экономике, многие частные предприятия зависят от государственных контрактов. Такая существенная роль государства повышает риски для домохозяйств и предприятий во времена бюджетных ограничений, которые сопряжены с высокой степенью неопределенности вокруг горизонта бюджетного планирования, базовых бюджетных принципов и бюджетных приоритетов.
Уровень конкуренции в российской экономике снизился в силу разрастания госкомпаний, что негативно влияет на секторы малого и среднего бизнеса, вытесняя недружественные им структуры в ходе государственных закупок.
Проблема низкой конкурентности в российской экономике связана и с ростом государственных компаний, не только на федеральном, но и на региональном уровне, и с нарастающим влиянием административного ресурса.
Для сокращения доли государственного сектора в экономике России Правительство РФ утвердило новую государственную программу по управлению федеральным имуществом до 2018 г., запланировало возврат компании «Башнефть» по судебным основаниям под государственный контроль, активно развивает строительство интегрированных структур в оборонной промышленности и смежных отраслях, расширение инструментов управления предприятиями государственного сектора экономики.
Также приоритетной задачей Правительства РФ является повышение эффективности результатов производственной деятельности государственных предприятий и корпораций.
Перспективным направлением является сокращение границ государственного сектора до размеров естественных монополий и предприятий, выпускающих стратегическую продукцию. Другим направлением изменения деятельности предприятий государственного сектора является развитие государственно-частного партнерства, стимулирующее взаимодействие частного бизнеса и власти.
В условиях продолжающегося системного кризиса в экономике России без проведения структурных реформ нет возможностей для появления роста производства в государственном секторе. Созданные государственные корпорации и компании не могут эффективно развиваться, так как нуждаются в значительных финансовых ресурсах, эффективном менеджменте и гибкой экономической политике.
Таким образом, государственный сектор экономики России является системно структурированным составным элементом рыночной экономики, выполняющий определенные задачи и функции в государственных целях. Развитие государственного сектора экономики помогает сглаживать негативный эффект от цикличного развития национальной экономики России.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ