Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Особенности вокальной методики в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Кошкина Ирина Сергеевна
Рубрика: Искусствоведение
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №5 2018»  (май, 2018)
Количество просмотров статьи: 6012
Показать PDF версию Особенности вокальной методики в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Кошкина Ирина Сергеевна
Магистр ИСИ,
Россия, г. Москва
E-mail: krylova.irin@yandex.ru

Научный руководитель: Полтева Марина Владимировна
профессор. Кафедра эстрадно-джазового пения ИСИ
Россия, г. Москва

Аннотация: статья посвящена проблеме лечения, коррекции и реабилитации детей с ограниченными возможностями посредством музыкальной терапевтической деятельности на примере особенностей вокальной методики С. В. Шушарджана.

Ключевые слова: музыкальное развитие, арт-терапия, музыкотерапия, вокалотерапия, методика С.В. Шушарджана, дети с ограниченными возможностями здоровья, методы коррекции.

Проблема музыкального развития младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в педагогической теории и практике, безусловно, очень значимая на сегодняшний день. Определяющими факторами в этой проблеме становится не только искусство, но и также медицина, и наука, в особенности, их синкретическая связь.

Несомненно, музыкальное развитие, с научно-медицинской точки зрения, оказывает поистине уникальное воздействие на организм младшего школьника.

Возраст младших школьников особенно интересен и актуален в этом вопросе, ведь основы гармонизации личности формируются именно в детском возрасте, и посему коррекционные действия арт-терапевтической направленности необходимо начинать в младшем возрасте, чтобы впоследствие добиться более эффективных и положительных результатов.

Не стоит забывать о том, что дети с ограниченными возможностями — это особенные дети с отклонениями в физической и психической областях, каждому из которых необходим индивидуальный подход в коррекционной работе.

Для дальшейшего анализа данной проблемы необходимо подробнее остановиться на таких понятиях как «арт-терапия», «музыкотерапия» и «вокалотерапия»

Итак, арт — терапия (терапия искусством) — представляет собой современный коррекционный метод терапии, через художественные образы которого можно сделать жизнь младшего школьника с особыми отклонениями лучше и счастливее.

Арт — терапия, в свою очередь, включает различные виды терапии, в том числе и музыкотерапию.

Музыкотерапия — это такой вид арт — терапии , который использует музыку в качестве оздоровительного эффекта.

Многие научные исследования подтверждают мысль о том, что процесс лечения, реабилитации и оздоровления детей с ограниченными возможностями достигается посредством музыкотерапии.

Ничто не сравнится с целительным влиянием музыки и, в частности, пения на организм ребёнка по своей силе воздействия. Об этом говорили такие ученые, как Пифагор, В. М. Бехтерев, А. Адлер и другие.

В качестве примера можно привести высказывание Демокрита относительно того, что звуки флейты лечат людей, равно как и пение.

Анализ научных источников литературы даёт основание полагать, что вокалотерапия — один из важных и особенных видов музыкотерапии, который формирует не только эмоциональную сферу и образное мышление ребёнка, но и способствует развитию художественных и творческих способностей.

Существует различные виды музыкотерапии, но мы позволим себе остановиться на терапии пением, ведь полагаясь на накопленные научные знания, именно вокал оказывает самое сильное и благотворное влияние на организм ребёнка и кроме того при правильном психо-педагогическом подходе помогает ему в социализации и интеграции в общество.

Об этом писал в своих научных трудах основатель музыкотерапевтической школы Сергей Ваганович Шушарджан .

Итак, в ходе теоретического исследования были выявлены некоторые особенности вокальной методики С. В. Шушарджана в работе с детьми с ограниченными возможностями, которые благотворно влияют на всю систему организма таких детей.

Педагог по вокалу и вместе с тем доктор медицинских наук С. В. Шушарджан в 1991 году первым ввёл специальный термин «вокалотерапия», которым называют специальный набор упражнений и определенную систему пения, имеющие коррекционно-оздоровительную направленность.

Использование пения в решении данной проблемы действительно оправдано, ибо

"пением можно так воздействовать на больной орган и всю систему, чтобы вызвать в нем здоровую вибрацию"[1, с. 35].

Определяющим в этом факте являются следующие составляющие его методики, которая основывается на древнекитайском учении пяти звуков (пентатонике), соответствующих первоэлементам.

Первое, на что обратил внимание педагог — пение невозможно без правильной постановки дыхания. В свою очередь, правильное дыхание приводит к повышению множества резервных возможностей организма детей с отклонениями в развитии (например, правильное дыхание помогает больным бронхиальной астмой).

Кроме того, основоположник музыкотерапевтической школы научно обосновал и доказал влияние гласных звуков и также звукосочетаний на организм особого ребёнка.

Так, гласные звуки выполняют следующие функции:

"А — снятие любых спазмов, лечение сердца и желчного пузыря;

И — лечение органов слуха и зрения, а также тонкого кишечника, стимуляция сердечной деятельности, носоглотки;

О — активизация жизнедеятельности поджелудочной железы и устранение многочисленных проблем с сердцем;

У — улучшение дыхания, положительное воздействие действие на работу почек, мочевого пузыря, предстательной железы у мужчин , у женщин матки и яичников;

Ы — улучшение работы легких, носоглоточного пространства и всей дыхательной системы в целом;

Э — активизация деятельности головного мозга.

Звукосочетания, в свою очередь, также оздоравливают организм, например,

ОМ — снижает кровяное давление;

АЙ, ПА — снижают болевой синдром в сердце;

АП,АМ, АТ, ИТ, УТ — исправляют дефекты речи;

УХ, ОХ, АХ — направлены на стимуляцию выброса негативной энергии и из организма"[5, с. 113].

Научно доказана целебная сила произнесения и некоторых отдельных согласных звуков:

"В,Н, М — улучшают работу головного мозга;

К, Щ — лечат уши;

Х — освобождает организм от отработанных веществ и негативной энергии, улучшает дыхание;

Ч — улучшает дыхание;

С — лечит кишечные расстройства , сердечную систему, легкие;

М — лечит сердечные заболевания;

Ш — лечит печень"[5, с.125].

По словам С. В. Шушарджана, для достижения динамики развития заболевания необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей с ограниченными возможностями.

Также для достижения максимального эффекта структуру занятия по вокалу педагог предлагает строить таким образом:

1. Упражнения на снятия зажимов в различных областях.

2. Дыхательная гимнастика.

3. Артикуляционная гимнастика.

4. Распевание на разные слоги в зависимости от задачи, которая стоит перед педагогом.

5. Песенки короткой продолжительности, желательно шуточного содержания ( в каждом конкретном случае).

В среднем занятие длится 25-45 минут. Обязательное условие по словам Шушарджана, "занятия должны проходить в игровой форме"[5, с. 115].

Важно, чтобы песенки-попевки, а также некоторые упражнения, сопровождались наглядностью, об этом также говорит С. В. Шушарджан.

Кроме того, автор данной методики замечает, что шуточное содержание в песнях не всегда приемлемо для ученика с отклонениями, ведь, например, у большинства лиц с заболеванием синдромом Аспергера отсутствует чувство юмора. В этом конкретном случае необходимо найти песни, которые так влияют на ребёнка, что доставляют ему радость и покой.

Также С. В. Шушарджан отмечает, что данные этапы занятий необходимо структурировать так, чтобы не возник риск утомляемости ребёнка.

Важно отметить следующее — занятия пением проводятся наряду с комплексным обследованием организма особого ребёнка. Здесь важна гармоничная и слаженная работа всего коллектива: логопеда, дефектолога, психолога, музыкального руководителя, педагога по вокалу и других специалистов, работающих в том или ином школьном или дошкольном учреждении.

Обобщая вышесказанное, на сегодняшний день методы вокалотерапии С. В. Шушарджана с успехом применяются во всем мире для лечения и коррекции и физических, и психических заболеваний: расстройств аутистического спектра , лёгкой и тяжелой формы нарушений речи, депрессий различного характера и и других. В практике не только самого основателя музыкотерапевтического центра, но и также его последователей, известны примеры не только положительной коррекции детей с данными ограничениями здоровья и их успешной реабилитации в социум, но и восстановления определенных функций организма (например, при условии изначальной лёгкой формы аутизма возможно снятие данного диагноза). Успехи вокальной методики С. В. Шушарджана, также нашли своё отражение в трудах его преемников: игровой метод вокалотерапии С.В. Ерёминой, вокалотренинг по Т. Н. Филаретовой.

Подводя итог, необходимо отметить, что использование пения посредством певческой методики Шушарджана в решении проблемы лечения и коррекции детей с ограниченными возможностями действительно оправдано. Таким образом, заслуги вокалотерапии достаточно велики, а самое главное и важное то, что она способна особому ребёнку подарить вторую жизнь.

Список литературы

  1. Брусиловский, Л. С. Музыкотерапия /Л. С. Брусиловский // Руководство по психотерапии /под ред. проф. В.Е. Рожнова. — Ташкент. — 2011. — 275 с.
  2. Власова, Т. А. Учителю о детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. — Москва: Просвещение, 1967. — 207 с.
  3. Копытин, А.И. Свистовская ,Е.Е. Арт — терапия детей и подростков. — Москва: Когито— Центр, 2007. — 207 с.
  4. Сусанина И. Введение в арт-терапию. — Москва: Когито, 2007. — 356 с.
  5. Шушарджан С.В. Физиологические особенности воздействия вокалотерапии на организм человека. /Диссертация на соискание ученой степени кандидата медицинских наук/ — Москва: РУДН, 1994. — 345 с.