Евразийский
научный
журнал

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Особенности студенческого возраста

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Гибадуллина Алина Альбертовна
Рубрика: Психологические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №12 2018»  (декабрь, 2018)
Количество просмотров статьи: 5532
Показать PDF версию Особенности студенческого возраста

Гибадуллина Алина Альбертовна
Башкирский государственный университет, г. Уфа.
Факультет психологии
E-mail: alinocka-91@mail.ru

Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности студенческого возраста, а также взгляды различных ученых на этот возрастной период.

Ключевые слова: Студенческий возраст, психологическое здоровье, юношеский возраст, интеллектуальная зрелость, самопознание.

Студенческий возраст — это важный этап становления личности. Если рассматривать студенческий возраст, как возрастную категорию, то он представляет собой переходную стадию от «созревания» к «зрелости». Определяется же студенческий возраст, как поздняя юность или ранняя взрослость, и проходит в период от 18 до 25 лет.

Отечественные психологи схожи во мнении, что в период студенческого возраста происходит активное становление личности, внутренней позиции, прогнозирование своего места в мире, а также планирование своего будущего. Так же в процессе познания окружающего мира и самого себя происходит повышение уровня самосознания и самоуважения.

Советский психолог Л.С. Выготский, первым не включил юношеский возраст в периоды детства, чем разграничил детство и взрослость. «Возраст от 18 до 25 лет составляет скорее начальное звено в цепи взрослых возрастов, чем заключительное звено в детском развитии...». Соответственно он первым назвал юность «началом зрелой жизни». [1]

Впервые же о проблеме студенчества, как о особой социально —психологической и возрастной категории заговорил советский психолог, заслуженный научный деятель Борис Герасимович Ананьев. Он выделял в студенческом (юношеском) возрасте две фазы — одна на границе с детством (17-18 лет), другая — на границе с взрослостью. Первая фаза была названа «ранней юностью» и отличалась неопределенностью молодого человека в обществе. На этой стадии юноша понимал, что он уже не ребенок, но еще и не взрослый. Вторая фаза, юность, как таковая, является начальным этапом зрелости. Юношеский возраст по Ананьеву, является сенситивным периодом для развития основных социогенных потенций человека. [2] Также по Б.Г. Ананьеву, период онтогенетического развития, характеризуется прогрессом в развитии большинства психических процессов и расположен в отрезке от 24 до 27 лет.

Алексей Николаевич Леонтьев в своих работах при анализе юношеского возраста делает упор на смене ведущего типа деятельности. В психологических периодизациях Даниила Борисовича Эльконина и Алексея Николаевича Леонтьева ведущей деятельностью в юности признается учебно — профессиональная деятельность. Мотивы связанные с самоопределением, выбором профессии и подготовкой к самостоятельной жизни — являются на этом этапе главными и самыми сильными.[4]

При рассмотрении работ Сергей Леонидович Рубинштейна мы увидим, что именно юношескому возрасту отводится важная роль «ценностно-смыслового самоопределения», то есть именно в этом возрасте человек определяет свою дальнейшую жизнь, то как он ее представляет.[3]

Лидия Ильинична Божович, при описании юношеского возраста, все внимание сосредотачивает на развитии мотивационной сферы личности, то есть на определение своего места в жизни, на моральное сознание и самосознание.

Рассматривая студенчество, как «особую социальную категорию, специфическую общность людей, организовано объединенных институтом высшего образования» И.А. Зимняя выделяет такие основные характеристики студенческого возраста, как высокая познавательная мотивация, гармоничное сочетание интеллектуальной и социальной зрелости, а также наивысшей социальной активностью, социализацией человека, развитие высших психических функций.

Что же позволяет нам говорить о психических особенностях развития человека в студенческом возрасте? Прежде всего то, что именно в этот период происходит интенсивное интеллектуальное развитие, формирование навыков к познавательной, научной и интеллектуальной деятельности, миропонимание и мироощущение, а также понимание своей дальнейшей жизни. Данный период является одним из самых главных периодов в жизни человека, так как его дальнейшая жизнь напрямую зависит от того, как пройдет студенческий возраст, какие планы в это время построит молодой человек, как он будет взаимодействовать с окружающим миром.

Список использованной литературы:

  1. Выготский Л.С. Психология/ С.Л. Выготский — М.:Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.-1008с.
  2. Ананьев Б. Г. К психофизиологии студенческого возраста / Б. Г. Ананьев // Современные психологические проблемы высшей школы. — Л., 1974 — 280с.
  3. Абульханова — Славская, К.А. О субъекте психической деятельности / К. А. Абульханова — Славская. — М., 1973 — 288 с.
  4. Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И. В. Шаповаленко. — М: Гардинки, 2005 — 349 с.