Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Гибадуллина Алина Альбертовна
Башкирский государственный университет, г. Уфа.
Факультет психологии
E-mail: alinocka-91@mail.ru
Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности студенческого возраста, а также взгляды различных ученых на этот возрастной период.
Ключевые слова: Студенческий возраст, психологическое здоровье, юношеский возраст, интеллектуальная зрелость, самопознание.
Студенческий возраст — это важный этап становления личности. Если рассматривать студенческий возраст, как возрастную категорию, то он представляет собой переходную стадию от «созревания» к «зрелости». Определяется же студенческий возраст, как поздняя юность или ранняя взрослость, и проходит в период от 18 до 25 лет.
Отечественные психологи схожи во мнении, что в период студенческого возраста происходит активное становление личности, внутренней позиции, прогнозирование своего места в мире, а также планирование своего будущего. Так же в процессе познания окружающего мира и самого себя происходит повышение уровня самосознания и самоуважения.
Советский психолог Л.С. Выготский, первым не включил юношеский возраст в периоды детства, чем разграничил детство и взрослость. «Возраст от 18 до 25 лет составляет скорее начальное звено в цепи взрослых возрастов, чем заключительное звено в детском развитии...». Соответственно он первым назвал юность «началом зрелой жизни». [1]
Впервые же о проблеме студенчества, как о особой социально —психологической и возрастной категории заговорил советский психолог, заслуженный научный деятель Борис Герасимович Ананьев. Он выделял в студенческом (юношеском) возрасте две фазы — одна на границе с детством
Алексей Николаевич Леонтьев в своих работах при анализе юношеского возраста делает упор на смене ведущего типа деятельности. В психологических периодизациях Даниила Борисовича Эльконина и Алексея Николаевича Леонтьева ведущей деятельностью в юности признается учебно — профессиональная деятельность. Мотивы связанные с самоопределением, выбором профессии и подготовкой к самостоятельной жизни — являются на этом этапе главными и самыми сильными.[4]
При рассмотрении работ Сергей Леонидович Рубинштейна мы увидим, что именно юношескому возрасту отводится важная роль «ценностно-смыслового самоопределения», то есть именно в этом возрасте человек определяет свою дальнейшую жизнь, то как он ее представляет.[3]
Лидия Ильинична Божович, при описании юношеского возраста, все внимание сосредотачивает на развитии мотивационной сферы личности, то есть на определение своего места в жизни, на моральное сознание и самосознание.
Рассматривая студенчество, как «особую социальную категорию, специфическую общность людей, организовано объединенных институтом высшего образования» И.А. Зимняя выделяет такие основные характеристики студенческого возраста, как высокая познавательная мотивация, гармоничное сочетание интеллектуальной и социальной зрелости, а также наивысшей социальной активностью, социализацией человека, развитие высших психических функций.
Что же позволяет нам говорить о психических особенностях развития человека в студенческом возрасте? Прежде всего то, что именно в этот период происходит интенсивное интеллектуальное развитие, формирование навыков к познавательной, научной и интеллектуальной деятельности, миропонимание и мироощущение, а также понимание своей дальнейшей жизни. Данный период является одним из самых главных периодов в жизни человека, так как его дальнейшая жизнь напрямую зависит от того, как пройдет студенческий возраст, какие планы в это время построит молодой человек, как он будет взаимодействовать с окружающим миром.
Список использованной литературы: