Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Гусев В. О.,
магистрант
Дальневосточный Федеральный Университет
E-mail: overcastvg@gmail.com
Аннотация. Исследуются разносторонние направления сотрудничества Российской Федерации и Китайской Народной Республики в энергетической отрасли в 2000 — 2005 годах. Расследуются причины медленных темпов реализации совместных проектов.
Ключевые слова: сотрудничество, энергетика, диверсификация, энергетическая стратегия, геополитика, РФ, КНР.
В XXI веке проблема владения, распределения и эксплуатации энергетических ресурсов мира становится одной из ключевых для разграничения властных ресурсов и влияния в многополярном мире. Геополитика находится в значительной зависимости от энергетики. В этом контексте взаимоотношения ведущих мировых стран в области энергетического сотрудничества выглядят красноречивым примером сочетания прагматических интересов. Во многих направлениях пользу от скорой реализации экономически объективно взаимовыгодных проектов уступает скептическим ожиданиям значительной взаимозависимости, а следовательно — чрезмерного взаимного контроля. Это является яркой характеристикой сотрудничества в энергетической области Российской Федерации и Китая [2, С. 111].
Имеем основания утверждать, что на рубеже XX — XXI веков РФ вышла в своих экономических взаимоотношениях с постоянными и ведущими партнерами на уровень четко сформулированных требований и ожиданий. В Китае на это же период сформировалась актуальная административная и корпоративная структура энергетической отрасли. Поэтому мы можем очертить период
Анализ вышеизложенных вопросов основывается преимущественно на изучении определенных декларативных и нормативных международно-правовых документов и практике их реализации. К ключевым источникам мы можем отнести «Энергетическую стратегию России до 2020 года», где изложены основные цели и мотивации внешнего направления российских энергетических ресурсов, ведущий мировой аналитический обзор «World Energy Outlook» и официальные межгосударственные договоры РФ и КНР [1, С. 24]. К числу весомых аналитических исследований в изучении российской энергетической дипломатии можно отнести труды ведущих специалистов российской энергетической отрасли. Однако в имеющихся аналитических исследованиях объединения объективно прослеживается действие текущей конъюнктуры и отсутствие видения ретроспективы и перспективы межгосударственного сотрудничества.
Во второй половине
Западно-Сибирский проект предусматривал строительство газопровода из Западной Сибири до восточного побережья Китая, где можно было транспортировать до 30 млрд. куб. м. газа ежегодно в течение 30 лет. В декабре 1997 г. между «Газпромом» и КННК был подписан меморандум о реализации этого проекта, ресурсное обеспечение которого предусматривало разработку крупного газового месторождения на севере Тюменской области. Как известно, «Газпром», стал одним из победителей международного тендера по реализации этого проекта, и подписал с оператором китайской стороны — компанией «Петрочайна» — рамочное соглашение о совместное предприятие по участию в нем [4, С. 5].
Проработка проекта строительства нефтепровода «Россия — Китай» началась с подписания «Соглашения о разработке и выполнению технико-экономических расчетов прокладки нефтепровода РФ — КНР» в феврале 1999 года. В июле 2000 г. был подписан меморандум о взаимопонимании по подготовке соглашения о разработке технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта нефтепровода «Россия-Китай», а в ходе третьего заседания энергетической подкомиссии была достигнута договоренность о завершении разработки соглашения об основных принципах ТЭО проекта, которое было подписано в 2001 году в Москве. В рамках осуществления указанной сделки был выполнен ряд работ. Изначально предполагалась прокладка нефтепровода по маршруту Ангарск — Дацин. Однако в дальнейшем, в связи с началом проработки проекта Восточная Сибирь — Тихий океан (Тайшет — Находка), разработка маршрута Ангарск — Дацин было прекращено. В рамках нового проекта рассматривалось вероятное строительство «ветки» на Китай, что даст возможность экспортировать на рынки этой страны до 30 млн. т нефти в год.
Следует отметить, что КНР в течение рассматриваемого периода и впоследствии проявляла интерес к участию в разработке нефтегазовых месторождений в России, демонстрируя готовность вкладывать необходимые средства. В 2002 г. Китайская национальная нефтегазовая компания (KHHK) принимала участие в приобретении государственного пакета акций компании «Славнефть». Кроме того, в 2004 г. были сообщения о возможном участии КННК в покупке акций «Юганскнефтегаза». В 2005 г. в ходе визита Председателя КНР Ху Цзиньтао в Москву было подписано рамочное соглашение о сотрудничестве между ОАО «НК «Роснефть» и Китайской национальной нефтегазовой компанией.
Значительные перспективы для двустороннего сотрудничества в указанное время открылись в области электроэнергетики. Началась проработка проекта переброски избыточной электроэнергии из Иркутской области и Красноярского края в Китай. Кроме торговли электроэнергией, в энергетическом сотрудничестве между двумя странами для России имелись перспективные возможности поставки в Китай значительных объемов энергетического оборудования, а также по строительству объектов электроэнергетики. Развивалось сотрудничество в области ядерной электроэнергетики. Необходимо отметить, что взаимодействие РФ и КНР в области ядерной энергетики осуществлялась в условиях соблюдения соответствующих международных стандартов, предусмотренных МАГ ATE. Оценивая результаты развития российско-китайского сотрудничества в сфере энергетики в течение
Подытоживая, отметим, что объективные характеристики развития мирового рынка энергоносителей с конца
Список использованной литературы