Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Особенности работы над лексикой на уроке английского языка по теме «Образование»

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Шавловская Ольга Константиновна
Рубрика: Филологические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №12 2021»  (декабрь, 2021)
Количество просмотров статьи: 1354
Показать PDF версию Особенности работы над лексикой на уроке английского языка по теме «Образование»

Шавловская Ольга Константиновна,
старший преподаватель
Гомельский филиал Международного университета «МИТСО»

Аннотация: особенности работы с лексикой английского языка.

Ключевые слова: лексика, методика обучения, введение нового материала, тренировка использования языкового материала, контроль сформированности лексических навыков.

Лексика в системе языковых средств является важнейшим компонентом речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма. Это определяет ее важное место на каждом занятия по иностранному языку, а формирование лексических навыков по определенной теме постоянно находится в поле зрения преподавателя иностранного языка. Основная цель состоит в том, чтобы добиться полного освоения учащимися программного лексического минимума и прочного закрепления активного словарного запаса на всех этапах обучения.

Задача практического овладения иностранным языком требует поиска путей совершенствования как методики обучения речевым умениям, так и большого внимания к организации языкового материала. В методической литературе получил освещение ряд вопросов, связанных с работой над лексикой. В высказываниях учащихся не наблюдается должного варьирования лексики, и поэтому их речь в языковом отношении бывает очень часто бедна.

При работе над лексикой традиционно выделяют два основных этапа:1) создание лексических основ разных видов речевой деятельности; 2) совершенствование лексических основ. Количество этапов может значительно варьироваться в зависимости от определенных условий — темы занятия, особенностей и возможностей учащихся и преподавателя; материально- технической оснащенности, особенностей курса обучения и программы, возрастных особенностей, которые необходимо учитывать для достижения эффективного конечного результата.

Основополагающая роль отводится первому этапу, поскольку от его эффективности зависит вся последующая работа над лексикой. Важнейшей проблемой первого этапа является введение и семантизация лексики, т.е. раскрытие значения лексических единиц. [1, с.158]. Задача преподавателя иностранного языка — выбрать наиболее эффективный способ введения в соответствии со ступенью обучения, уровнем знаний и индивидуальных особенностей учащихся, качественной характеристикой слова и его принадлежностью к активному и пассивному минимуму. Многообразие различных приемов семантизации и первичного закрепления позволяет выбрать приемы, соответствующие целям и задачам конкретного занятия по теме, возможностям преподавателя.

Рассмотрим основные методы работы над лексикой по теме «Образование». Лексика необходима как для осуществления продуктивной речевой деятельности (говорения, письменной речи), так и для рецептивной (аудирования, чтения), ей отводится одно из самых важных мест на уроке иностранного языка. Основной целью обучения лексическому материалу является формирование у учащихся лексических навыков как важнейшего компонента рецептивных и продуктивных видов речевой деятельности [2, с. 63]. Работу над лексикой по данной теме можно осуществлять в следующей последовательности:

1) введение новой активной лексики; 2) тренировка использования активной лексики; 3) контроль сформированности лексических навыков по теме.

Существует различные способы введения нового материала: введение новой лексики отдельным списком слов, введение новой лексики в процессе чтения текста, процессе прослушивания материала, подготовительные обучающие игры, и т.д. Особенно важным является использование игровых технологий обучения на этапе введения материала. Игровые методы и приемы можно использовать не только на этапах закрепления приобретенных на предыдущих уроках знаний, умений и навыков, при повторении и систематизации изученного, но и при знакомстве с новым материалом. В самом начале занятия игровые технологии позволяют легче войти в учебный процесс, чтобы освежить память, заинтересовать в изучении нового материала, а главное, плавно ввести учащихся в языковую среду.

Ознакомившись с новым материалом, необходимо перейти к следующему этапу- тренировке -усвоению слов при помощи упражнений, которые направлены на запоминание слов и формирование сочетаний слов смыслового характера. Активизация лексики на данном этапе выступает как педагогический прием, производящий введение пассивного словаря в активный. Лексические упражнения по тренировке использования языкового материала можно разделить на две категории, направленные: 1) на запоминание слова, его семантики в единстве с произносительной и грамматической формой; 2) на формирование сочетаний слов смыслового характера.

Рассмотрим упражнения по тренировке использования языкового материала.

Exercise 1. Make variations with the words below, e.g. other parts of speech.

Assist, attend, certify, tutor, graduate, lecture, scholar, qualify, revise.

Exercise 2. Complete each sentence with a word from the list. Use each word once only.

Cheat, copy, memorize, pay, revise, concentrate, divide, pass, punish, underline.

1. Our teacher used to ... us by making us stay behind after school.

2. The teacher saw Jerry trying to ... in the test.

3. Try to ... the most important rules.

4. It is difficult to ... attention in a noisy classroom.

5. Pauline tried her best to ... the end of the year examinations.

6. Pauline tried her best to ... the end of the year examinations.

7. Your work is the same as Harry’s. Did you ... his work?

Exercise 3. Mixed sentences. Rearange the words to make complete sentences.

1. is /accommodation / there /for/ campus / students /five //hundred/ on.

2. she /of / degree /has/ a / in /physics / University / from / the / London.

3. graduated / Lina / has /just / university / from.

4. went/ lecture / we / to / a/ / on/ art/ Italian

5. I / to / revise / tomorrow / because / I / have/ exam / have/ an.

6. the / for/ is/ known/ academic/ school/ excellence.

7. had / a / pass / tutor / to / help / daughter /her / my /her / maths / exams.

Exercise 4. Read the text and match the highlighted words and expressions with the correct definitions.

Oral, handle problems, deaden initiative, educationalist, beforehand, sophisticate;

-before a particular time or event; in advance

-an examination that is spoken, usually in a foreign language

-to weaken somebody’s intentions or desire to do something

-to deal with problems; to settle out problematic issues

-a person who has a special knowledge of the principles and methods of teaching

-to make something more complicated

Третьим этапом работы над лексикой является контроль сформированности лексических навыков. Контроль должен сопровождать весь процесс усвоения знаний, не забирая много времени на занятии. Контроль — это определение уровня владения языком, достигнутого учащимися за определенный период обучения. Это и часть урока, во время которой преподаватель оценивает, как учащиеся усвоили пройденный материал и могут им пользоваться в практических целях [3, с. 291]. Контроль подразделяется на текущий и итоговый. Текущий контроль носит «следящий» характер и может проводиться на любом этапе. Приемы и формы эффективного текущего контроля лексических навыков в высшей школе должны отвечать следующим требованиям:

1. Выполнять не только контролирующую, но и обучающую функцию;

2. Быть направленными на проверку одной формы общения;

3. Не вносить существенных отклонений в ход учебного процесса;

4. Не требовать больших усилий для проверки и отработки ее результатов;

5. Быть интересными для учащихся и соответствовать их возрастным особенностям.

Для текущего контроля сформированности лексических навыков учащихся можно использовать следующие формы:

1. Письменный контроль лексических навыков по теме (сопоставить синонимы или антонимы, соотнести слова с дефинициями; заменить дефиниции соответствующими словами; перевести предложения на английский язык, используя слова, данные в скобках, составить предложения и ситуации с данным словом или выражением, решить кроссворд вставить подходящие слова в предложение, используя приведенные выше из списка; исправить ошибки в предлагаемом тексте; перевести с английского языка на русский; перевести с русского языка на английский;.

2. Устный контроль лексических навыков по теме заключается в систематизации полученных знаний при помощи стандартных заданий и упражнений — диалогов, устных тем, выступлений, презентций, а также всевозможных нестандартных форм контроля — case study, panel discussions, role-playing games, проверки в виде конкурса, где назначается жюри, которое следит за ответами, потом анализирует, зачет, когда опрос проводят сами ученики. Предоставление возможности самим учащимся контролировать процесс проверки знаний является стимулирующим фактором в обучении, выполняет не только контролирующую функцию, но и позволяет эффективнее систематизировать знания.

3. Различные формы тестов (ассоциативные тесты, вызывающие из памяти слова и словосочетания определенной предметной области; открытый тест (предполагает самостоятельные ответы учащихся); закрытый тест (с вариантами ответов); составление предложения с данным словом или словосочетанием

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Солонцова Л.П. Современная методика обучения иностранным языкам. Алматы: Издательство «Эверо», 2015. — 373 с.

2. Беляев Б.В. Психологические основы усвоения лексики иностранного языка: пособие для преподавателей и студентов. М.: Издательство «Просвещение», 2004. — 136 с.

3. Щукин, А. Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: учебное пособие для преподавателей и студентов / А. Н. Щукин. — М.: Филоматис, 2004. — 407 с.