Евразийский
научный
журнал

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Особенности проявления тревожности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с позиции специальной психологии.

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Хапренков Игорь Игоревич
Рубрика: Психологические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №12 2016»  (декабрь)
Количество просмотров статьи: 3575
Показать PDF версию Особенности проявления тревожности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с позиции специальной психологии.

Хапренков Игорь Игоревич
студент, ТГПУ им Л.Н.Толстого,
г. Тула
E-mail: avr.85@mail.ru

Исследование проявлений тревожности приобретают особую значимость, когда речь идет о детях с нарушениями развития, социализация личности которых и без того оказывается осложненной спецификой дефекта.

Если говорить о детях с ЗПР, то проблема тревожности, страхов осложняется факторами их физиологической и психологической незрелости, сочетанием резидуально-органических нарушений деятельности мозга и задержки темпов психического развития (Н.Л. Белопольская, Т.А. Власова, З.И. Калмыкова, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, Н.А. Менчинская, М.С. Певзнер, У.В. Ульенкова и др.)

Вследствие того, что тревожность многие исследователи относят к эмоциональным явлениям, следует рассмотреть особенности эмоциональной сферы детей с ЗПР.

При ЗПР конституционального генеза эмоциональная сфера детей во многом напоминает нормальную структуру эмоционального склада детей более младшего возраста, хотя при этом отмечается качественное своеобразие эмоциональных черт личности: преобладание эмоциональных реакций в поведении, игровые интересы, повышенный фон настроения, непосредственность, поверхностность, нестойкость переживаний, внушаемость, недостаточная самостоятельность. Исходя из вышеперечисленных особенностей, можно предположить, что дети с ЗПР конституционального генеза не склонны к проявлению тревожности, или, точнее говоря, у данной группы детей нет обусловленных структурой дефекта предпосылок для формирования тревожности как личностного качества.

При соматической задержке, обусловленной длительной астенией, возникшей вследствие хронических заболеваний или пороков развития, тормозится развитие активных форм деятельности и появляется целый ряд невротических наслоений: робость, боязливость, капризность, неуверенность в своих силах, а эти личностные особенности могут способствовать становлению тревожности и возникновению страхов.

При психогенной задержке раннее возникновение и длительное воздействие психотравмирующего фактора вызывает стойкие сдвиги нервно-психической сферы ребенка, обусловливает патологическое развитие личности: неумение тормозить свои желания, импульсивность, отсутствие чувства долга и ответственности; жестокость, либо грубая авторитарность обусловливает невротическое формирование личности, которое проявляется в отсутствии самостоятельности, в робости, боязливости, а, следовательно, и тревожности.

При ЗПР церебрально-органического генеза механизм недоразвития связан, прежде всего, с поражением нервной системы, дефицитарностью корковых систем, незрелостью регуляторных функций. Для этого вида инфантилизма характерно отсутствие типичной для здорового ребенка живости и яркости эмоций, наблюдается слабая заинтересованность в оценке. При исследовании клинико-психологической картины органического инфантилизма было отмечено, что дети чаще всего испытывают и нарушения настроения. У детей с повышенным эйфорическим настроением преобладают импульсивность и психомоторная расторможенность, которые могут маскироваться под детскую непосредственность и жизнерадостность. Для детей с пониженным фоном настроения характерна склонность к робости, боязливости, наличие страхов, что может послужить базой для формирования личностной тревожности.

Обратившись к конкретным, непосредственно связанным с проблемой тревожности исследованиям в специальной психологии, можно отметить работу Л.Н. Костиной, которая полагает, что дети с ЗПР, обладая неустойчивой эмоциональной сферой, менее развитыми компенсаторными и психозащитными возможностями по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками, меньше защищены от воздействия неприятных ситуаций, в результате чего появляются страх, боязнь, тревожность.[1]

Е.Л. Винникова и Е.С. Слепович говорят о том, что детей с ЗПР беспокоит негативное отношение к себе со стороны взрослых и сверстников.[2] У них обнаруживается переживание безысходности своего положения, отсутствия позитивных перспектив, появляется установка на аддитивные формы поведения как способ ухода от переживания своей неполноценности. Исследователи отмечают, что дети с ЗПР тяжело переживают их принятие или непринятие ближайшим окружением, что приводит к внутриличностному конфликту в процессе самовосприятия, к негативным установкам по отношению к себе. А данные личностные особенности детей с ЗПР будут сопровождаться повышенной личностной тревожностью.

Согласно данным И.Ю. Кулагиной, изучавшей эмоциональные реакции старших дошкольников с ЗПР в оценочной ситуации, ситуативная тревожность, сопровождающаяся понижением результативности деятельности, была наиболее характерна для девочек.[3] Мальчиков было значительно больше, чем девочек, среди тех, у кого тревожность не появилась или приводила к повышению продуктивности деятельности. По мнению исследователя, между ситуативной тревожностью и характером самооценки старших дошкольников с ЗПР не обнаружено четкой корреляции.

Таким образом, на основе проведенного анализа можно констатировать, что исследователи в рамках специальной психологии, рассматривая проблему тревожности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, чаще всего указывают на повышенную тревожность данной категории детей.

В следующей главе курсовой работы будут представлены диагностическая и коррекционно-развивающая программы, способствующие выявлению особенностей выраженности тревожности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и своевременному созданию условий для преодоления страхов и снятия тревожности у таких детей.

Список литературы:

  1. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. — СПб.: Речь, 2001. — С. 31.
  2. Винникова Е.А., Слепович Е.С. О психологических механизмах становления морального поведения у детей с задержкой психического развития // Дефектология. — 1999. — № 1. — С. 19.
  3. Кулагина И.Ю. Эмоциональные реакции детей с задержкой психического развития в оценочной ситуации // Дефектология. — 1987. — № 3. — С. 12.