Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Дегтярёва О.А.
Старший преподаватель кафедры
теории и практики английского языка
Факультет иностранных языков
Учреждение образования
«Гомельский государственный университет
имени Франциска Скорины»
Изучение дисциплины «Анализ письменного текста» в вузе студентами языковых специальностей предусмотрено учебным планом и продиктовано актуальностью применения системы и структуры языка в его конкретном функциональном использовании, а также актуальностью восприятия и понимания аутентичной иноязычной речи, продуцированием коммуникативно-правильной речи.
Основными отличительными особенностями преподавания данной дисциплины является реализация компетентностного подхода к подготовке специалистов, а также современная концепция организации самостоятельной работы студентов.
В ходе преподавания курса по дисциплине «Анализ письменного текста» преподаватель ставит перед собой задачу комплексной реализации следующих целей:
— развивающей, обеспечивающей развитие речемыслительной и коммуникативной способности, развитие памяти, внимания, воображения, формирования потребности к самостоятельной познавательной деятельности, критическому мышлению;
— воспитательной, связанной с формированием общечеловеческих, общенациональных личностных ценностей;
— практической, предполагающей развитие навыков чтения и пересказа на ИЯ, а также закрепление грамматического материала и расширение словарного запаса обучаемых [1].
Однако, хотелось бы обратить особое внимание на реализацию практических задач освоения дисциплины «Анализ письменного текста». Следует отметить необходимость формирования у студентов навыков анализа и интерпретации художественного текста. В частности, перед преподавателем ставится задача не только научить студента оперировать литературоведческими категориями, но и познакомить с аутентичными художественными произведениями, которые помогут сформировать прочные знания в таких областях, как лингвострановедение и межкультурная коммуникация.
Помимо прочтения и общего понимания анализируемого художественного произведения перед студентами рекомендуется ставить следующие задачи:
1. Составить и представить краткое содержание произведения (не более 10 предложений), избегая оценочных категорий, соблюдая последовательность изложения событий, а также обращая внимание на грамматические категории времени, используемые для передачи событий и т.д. [2].
2. Предоставить и проанализировать некоторые факты биографии автора, время создания художественного произведения, его жанр и иную информацию, которая может быть полезна для более целостного восприятия и анализа текста.
3. Выявить и проанализировать примеры употребления стилистических приемов и изобразительных средств языка, а также сформулировать цели употребления данных приемов.
4. Вычленить и прокомментировать особенности композиционного построения текста.
5. Представить приёмы создания персонажа.
6. Сформулировать основную идею (авторский замысел) и тему анализируемого произведения.
После окончания работы следует на основе записей представить анализ текста в устной или письменной форме.
Безусловно, данный перечень является неполным, и может быть дополнен в зависимости от методических задач, которые ставит перед студентами преподаватель.
Подбор практического материала для анализа осуществляется под влиянием следующих факторов:
1) методическая задача;
2) объем рассказа: чем он меньше, тем характернее и выразительнее;
3) степень владения иностранным языком студентами.
Особенно хотелось бы остановиться на объеме практического материала.
В основе курса «Анализ письменного текста» лежит работа с коротким рассказом, поскольку именно в малой форме наиболее ярко и драматично создаётся возможность проникнуть в суть повествования. Авторы коротких рассказов в основном стараются показать, чем рассказать, таким образом избегая морализирования, что является хорошим стимулом не только для анализа, но и для последующей интерпретации.
Литература