Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Дауткереева Марха Мусаевна
студентка 3 курса направление «Юриспруденция»
ФГБОУ ВО "Чеченский государственный университет"
Квалифицированный состав преступления, предусмотренного ст. 282 УК РФ характеризуется его совершением:
а) с применением насилия или с угрозой его применения;
б) лицом с использованием своего служебного положения;
в) организованной группой.
В отношении насилия, как квалифицирующего признака рассматриваемого состава преступления, мнения ученых расходятся. Так, некоторые ученые полагают, что под применением насилия, применительно к п. «а» ч. 2 ст. 282 УК РФ понимается причинение средней тяжести или легкого вреда здоровью хотя бы одному лицу, а также любые иные насильственные действия, не связанные с причинением вреда здоровью, если они не содержат состава более тяжкого преступления[1,с.648].
Другими словами, под насилием как способом совершения квалифицированного состава рассматриваемого преступления понимается умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью без отягчающих обстоятельств (ч. 1 ст. 112), умышленное причинение легкого вреда здоровью или побои (ст. 115, 116) либо незаконное лишение свободы (ст. 127). При этом причинение тяжкого вреда здоровью или смерти потерпевшему не охватывается рассматриваемым способом и требует дополнительной квалификации по совокупности преступлений.
По другому мнению, под насилием в данном случае понимается лишь умышленное причинение легкого вреда здоровью или побои (ст. 115, 116) либо насильственное лишение свободы (ст. 127 УК). При этом умышленное причинение вреда здоровью средней тяжести при возбуждении национальной, расовой или религиозной вражды должно квалифицироваться по совокупности ст. 112 и ст. 282 УК РФ.
Ю.М. Ткачевский поясняет, что, так как законодатель не уточняет в ст. 282 УК степень насилия, то не только более тяжкие, нежели рассматриваемое преступление, но и равной степени опасности деяния должны квалифицироваться по совокупности преступлений. Поэтому по совокупности должны квалифицироваться причинение вреда здоровью средней тяжести (ч. 2 ст. 282 УК и ч. 2 ст. 112 УК), убийства (ч. 2 ст. 105 УК), истязания (ч. 2 ст. 117 УК), захват заложника (ст. 206 УК), похищение человека (ст. 126 УК) и другие более тяжкие преступления, совершенные в процессе возбуждения национальной, расовой или религиозной вражды[2,с.64].
Другие авторы ссылаются на то, что законодатель устанавливает в специальных нормах ответственность за причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, а также за умышленное убийство по мотиву национальной, расовой, религиозной вражды (п. «л» ч. 2 ст. 105, п. «е» ч. 2 ст. 111, п. «е» ч. 2 ст. 112 УК РФ), поэтому квалификация насилия, повлекшего более тяжкие последствия, чем причинение побоев и легкого вреда здоровью, должна осуществляться по совокупности ст. 282 УК и соответствующей статьи о преступлениях против личности.
Нарушение национального и расового равноправия, сопряженное с насилием, может выражаться в применении силовых методов (выселение из квартир, изгнание из района проживания), воспрепятствовании гражданам осуществлять свои политические, трудовые права и свободы (установление кордонов, пикетов при входе на предприятия, учреждения, общественные места, закрытие культовых учреждений и др.) Насилием охватываются случаи причинения побоев, легких телесных повреждений. Причинение смерти, тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения на почве национальной вражды следует квалифицировать по совокупности преступлений - нарушение национального равноправия и посягательство на жизнь, здоровье граждан.[3,с.56]
Под применением насилия понимает использование физической силы в любой форме (в целях возбуждения национальной, расовой или религиозной вражды или розни, унижения национального достоинства, пропаганды исключительности, превосходства или неполноценности). Он полагает, что в случае причинения вреда здоровью потерпевшего ответственность наступает по совокупности с соответствующими преступлениями против личности.
Под угрозой применения насилия, как способа совершения квалифицированного состава рассматриваемого преступления, многими авторами понимается угроза применения физического насилия. Другие ученые полагают, что имеется в виду угроза применения как физического, так и психического насилия. Под угрозой применения насилия понимается также высказывание намерений использовать силу, демонстрация соответствующих средств и возможностей.
Угроза применения насилия должна быть наличной, реальной, действительной и может выражаться в угрозе насилием любой степени, в том числе и убийством.
Угроза может выражаться словесно, а может доводиться посредством жестов, действий, например, демонстрации оружия. Важно, чтобы угроза, выраженная в той или иной очевидной для граждан, которым она адресована, форме, субъективно воспринималась ими как реальная и действительная, создавала убеждение, что она будет реализована.
Вопрос о характере насилия, которое намеревался применить виновный к потерпевшему, решается в зависимости от направленности умысла виновного и восприятия характера угрозы самим потерпевшим.
Субъектом преступления, предусмотренным п. «б» ч. 2 ст. 282 УК РФ, может быть или должностное лицо, или лицо без признаков должностного лица, но обладающее определенными полномочиями по службе в связи с работой в учреждении, на предприятии независимо от формы собственности. Им может быть лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Выполнение перечисленных функций по специальному полномочию означает, что лицо исполняет определенные функции, возложенные на него законом, нормативным актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом. Такие функции могут осуществляться в течение определенного времени или одноразово либо совмещаться с основной работой.
Субъектом преступления, предусмотренного ст. 282 УК РФ, надлежит признавать, при наличии к тому оснований, и такое должностное лицо, которое хотя и не обладало полномочиями для совершения действий, возбуждающих вражду, но в силу своего должностного положения могло способствовать исполнению таких действий другим должностным лицом.
Под должностным положением, способствующим возбуждению вражды другими должностными лицами, можно понимать, в частности, значимость и авторитет занимаемой должности, нахождение в подчинении иных должностных лиц, в отношении которых осуществляется руководство со стороны лица, возбуждающего вражду.
Организованная группа, в контексте анализируемого преступления, - это устойчивая группа лиц, заранее объединившихся для возбуждения национальной, расовой или религиозной вражды.
Мы считаем, что главное отличие в рассматриваемых посягательствах состоит в направленности действий. Деяние, предусмотренное ст. 136 УК РФ, не должно быть направлено на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, на унижение национального достоинства. В том случае, если нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина, совершается публично или с использованием средств массовой информации в целях возбудить национальную, расовую или религиозную вражду, унизить национальное достоинство, деяние следует квалифицировать по совокупности статей 135 и 282 УК РФ.
Рассматриваемое нами преступление, имеет ряд одинаковых элементов, относящихся в основном к объективной стороне, с преступлениями, предусмотренными ст. 129 и ст. 130 УК РФ. Как при возбуждении национальной, расовой или религиозной вражды, так и при клевете, оскорблении, посягательство совершается путем распространения вымышленных, порочащих или унижающих честь и достоинство личности сведений, идей и мнений, выраженных в неприличной форме.
Литература:
Российское уголовное право в 2 т. Т. 2. Особенная часть /Под ред. А.И. Рарога. - М.: Юрист, 2081. – 951с.
Курс уголовного права в 5 т. Т. 5 /Под ред. Г.Н. Борзенкова, B.C. Комисарова. – М.: Юристъ, 2002. – 781с.
Бидова Б.Б. Социально-экономические и политические причины религиозного экстремизма. Религиозно-политический экстремизм и пути его преодоления (http://haa.su/Gtv/) //В сборнике: Государство и право: теория и практика (http://haa.su/Gtw/) Материалы II Международной научной конференции. 2013. - С. 55-59.