Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Крючкова Светлана Николаевна
При обучении математике слабоуспевающих детей, возникает потребность упрощения методов решения задач. Нужны методы, пусть порой и не самые рациональные, но лёгкие в усвоении и дающие гарантированный результат в решении задания.
Извлечение квадратного корня зачастую вызывает затруднение у многих учащихся, особенно если нужно извлечь квадратный корень из трёхзначного числа без таблицы квадратов.
В таких случаях я предлагаю учащимся действовать следующим образом: Число под корнем раскладывается на множители. Как только в подкоренном выражении появляется два одинаковых множителя — их зачёркивают и один записывают перед знаком корня. Так действуют до тех пор, пока число под корнем не станет простым.
Например
![]()
Порой дети не сразу видят наиболее простой путь разложения на множители, их не нужно останавливать и поправлять, главное, чтобы они каждым шагом раскладывали на множители одно из чисел под корнем и после каждого этапа проверяли на появление двух одинаковых множителей. Таким способом даже слабоуспевающие ученики успешно извлекают квадратный корень из больших чисел.
Например, с таким заданием из сборника по подготовке к ОГЭ

описанным методом успешно справляется большинство слабоуспевающих учеников, ранее испытывавших серьёзные затруднения при извлечении квадратного корня даже из более простых чисел.
При приведении обыкновенных дробей к общему знаменателю, некоторые учащиеся не могут усвоить методов нахождения НОД и попросту используют знаменатели дробей как дополнительные множители «крест-накрест» умножая большие числа и допуская вычислительные ошибки. Для таких случаев мною предлагается следующий способ нахождения дополнительных множителей: Знаменатели дробей подписываются как дополнительные множители «крест-накрест» и затем учащимся предлагается определить — можно ли сократить эти множители на какое-либо число. С этим вопросом учащиеся как правило справляются успешно и сокращают множители.
Например,

Учащиеся сокращают дополнительные множители на 2, затем на 6. Те, кто забыли таблицу умножения и «не видят», что можно сократить на 6, ещё раз сокращают на 2, затем на 3. И так до тех пор, пока имеется возможность сократить дополнительные множители. После этого умножают числитель и знаменатель каждой дроби на дополнительный множитель.
Умножать знаменатель обеих дробей не обязательно, ведь произведение в обоих случаях одинаково, но, желательно, чтобы учащиеся умножали оба знаменателя на дополнительные множители в качестве проверки — если получилось одно и то же число — значит вычисления выполнены правильно.
Такой метод может применяться и в простых случаях приведения к общему знаменателю дробных выражений

Разумеется, такой метод отнюдь не самый рациональный, но, для учащихся, которые с трудом понимают многие темы он порой вполне подходит.