Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Особенности эмоциональной сферы умственно отсталых младших школьников

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Ибрагимова Ирина Владимировна
Рубрика: Психологические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №7 2016»  (июль)
Количество просмотров статьи: 2990
Показать PDF версию Особенности эмоциональной сферы умственно отсталых младших школьников
Ибрагимова Ирина Владимировна
Студент
Национальный исследовательский
Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева, г. Саранск
E-mail: ilvicheva90@mail.ru


Аннотация. В статье подчеркивается двойственная природа эмоциональной сферы умственно отсталых школьников. Уделяется внимание способности оценивать себя и окружающих. Выявляются основные проявления эмоциональной сферы у таких детей. Определены основные причины, влияющие на нарушение эмоциональной сферы.

Ключевые слова: развитие личности, психические процессы, интеллектуальная неполноценность, эмоциональная сфера, самооценка, умственно отсталые дети, младшие школьники


The main features of the emotional sphere of mentally retarded children


Annotation. The article emphasizes the dual nature of the emotional sphere of mentally retarded pupils. It focuses on the ability to evaluate themselves and others. It identifies the main manifestations of the emotional sphere. It mains the causes that affect the violation of the emotional sphere.

Keywords: development of personality, mental processes, intellectual disability, emotional sphere, self-esteem, mentally retarded children, Junior high school students


Вопросы, связанные с развитием личности, занимают центральное место в теории воспитания и обучения. Личность каждого человека формируется в процессе непрерывных взаимодействий с окружающим миром, но не просто путем примитивного усвоения общественных отношений и накопления практического опыта и специальных навыков, а в результате сложного сочетания социальных условий и психофизических задатков развития. Именно поэтому следует уделять особое внимание развитию детей с недостатками умственного развития, в том числе учащихся младшей школы, так как их становление находится в самом начале своего жизненного пути.

Следует отметить, что развитие личности умственно отсталого ребенка происходит по тем же законам, что и развитие нормально развивающихся детей. Но в силу интеллектуальной неполноценности оно проходит в специфических условиях.

Первые научные разработки, отражающие особенности эмоциональной сферы у умственно отсталых детей, связаны с именем такого выдающегося специалиста, как Л.С. Выготский, который сформулировал тезис о тесной взаимосвязи интеллектуального развития и эмоциональной сферы [1, с.101]. Однако научный интерес представляют работы таких ученых, как О.К. Агавелян, Г.М. Бреслав, С.А. Воронина, Е.Е. Дмитриева, С.Д. Забрамная, В.Г. Петрова, С.В. Соловьева, Т.З. Стернина, У.В. Ульенкова, О.Е. Шаповалова, Н.В. Шкляр и др. Однако, в существующих исследованиях недостаточно проработаны вопросы, раскрывающие особенности эмоциональной сферы умственно отсталых школьников младших классов. Все это требует проведения дальнейших изысканий.

Формирование эмоциональной сферы выступает в качестве одного из важнейших условий становления личности ребенка, который находятся в непрерывном познавательном процессе и накоплении собственного опыта. Развитию эмоциональной сферы способствуют различные субъекты, в том числе семья, образовательные учреждения, сверстники и другие люди, то есть вся социальная жизнь, которая постоянно окружает и оказывает всестороннее воздействие на ребенка. Именно они способны, как улучшить восприятие ребенка и сгладить существующий дефект, так и, наоборот, усилить его проявление и не дать ребенку развиваться.

Приступая к исследованию эмоциональной сферы, следует помнить о ее двойственном характере, который проявляется, с одной стороны, как объективный процесс взаимодействия и обмена информацией между субъектами, с другой – как оценка ими друг друга. Такой точки зрения придерживаются многие ученые [3, с.25]. Так, недоразвитость системы самооценивания и дача адекватной оценки действий окружающих обусловлены слабой критичностью мышления, свойственной детям младшего возраста, недостаточной осознанностью и осмыслением собственного поведения и отношения к ситуациям общения, безразличное отношение к оценкам окружающих людей, доминирование повышенной эмоциональности при их восприятии и др. Эти причины обуславливают неспособность детей с умственной отсталостью адекватно оценивать свои личностные качества, свое поведение, функциональную деятельность и собственные возможности [4, с.18]. Однако корректное восприятие действительности зависит от различных факторов, в том числе степени дефекта, клинических особенностей, достигаемых успехов, роли и поведения педагога, психологического климата и отношения к происходящему внутри семьи и т.д.

Уделяя внимание способности школьника младших классов оценивать себя и поступки окружающих, необходимо отметить, что этот процесс регулярно подвергается резким и контрастным воздействиям. Так, в семье ребенка с умственной отсталостью как проявляют жалость и стараются радоваться минимальному успеху, так и ярко демонстрируют явно негативные тенденции. Такое поведение формирует повышенные притязания к вниманию со стороны взрослых людей, стремление к их одобрению и склонность к завышенной самооценке. Однако, попадая в класс (коллектив) процесс формирования самооценки подвергается выраженной деформации: компенсация неполноценности своего ребенка со стороны родителей путем захваливания, досада за имеющийся у него дефект развития, усложнение отношений внутри семьи, особенно с другими (обычно здоровыми) детьми и т.д. [1, с.101].

Помимо этого, для умственно отсталых школьников младшего возраста характерны такие черты, как незрелость и недоразвитие, обусловленные недостаточной сформированностью производных психических процессов. Более всего это проявляется в следующем:

  • неустойчивости настроения и эмоций;

  • их быстрой смене;

  • возникновение эмоционального возбуждения, включая плач, неадекватную веселость, жизнерадостность;

  • немотивированное проявление аффекта;

  • состояние беспокойства;

  • повышенная тревожность и др.

В школе у таких субъектов наблюдается низкая самооценка, состояние напряженности, скованности, пассивность, неуверенность в себе.

Нарушения эмоциональной сферы у школьников с нарушениями в развитии могут быть вызваны двумя группами факторов [5, с.106]., в том числе:

1. внешними:

  • длительная психотравмирующая ситуация;

  • недостаток адекватной стимуляции;

  • неправильная организация взаимодействия с ребенком;

  • отсутствие специального обучения и т.д.;

2.внутренними (патологические особенности эмоциональной сферы конкретного ребенка, включая:

  • ранимость;

  • пресыщаемость;

  • сверхвозбудимость;

  • инертность и т.д.).

При этом обе группы причин тесно переплетаются между собой, усиливая и обостряя воздействие друг друга. Так, в большинстве случаев причина нарушения эмоциональной сферы у умственно отсталых школьников является болезненное переживание собственной неполноценности, осложняемое инфантилизмом, неблагоприятным влиянием окружающей среды и других обстоятельств.

В заключении хотелось бы отметить, что при верном подходе со стороны педагогов, психологов и родителей к развитию детей с умственной отсталостью, можно значительно скорректировать эмоциональную сферу последних. Можно ослабить проявление беспочвенной агрессии, повышенной тревожности, симптомы беспокойства и, напротив, сформировать объективное отношение к себе и окружающим.


Список использованной литературы

  1. Воронина С.А. Развивающая среда М.Монтессори – основа для развития эмоций младших школьников с умственной отсталостью // Специальное образование. №XI. Том 1. 2015. – С.101-103.

  2. Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников: Учебное пособие / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. – М.: Изд-во «Академия», 2002. – 160 с.

  3. Соловьева С.В. Профилактика нарушений поведения умственно отсталых детей и подростков: методические рекомендации. – Екатеринбург: ИРРО, 2008. – 60 с.

  4. Теоретико-методологические подходы к изучению психики детей с нарушением интеллекта: коллективная монография / Шадр. гос. пед. ин-т; под общ. ред. Н. В. Скоробогатовой, Н.Л. Лихачевой. – Шадринск: Шадринский Дом Печати (Каргапольский фил.), 2015. – 279 с.

  5. Шкляр Н.В. Изучение особенностей эмоциональной сферы младших школьников с нарушением интеллекта с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса // Вестник ДВГСГА. Гуманитарные науки. №1/2(8). 2011. – С.102-117.