Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Эдилсултанов Салават Славикович
магистрант
направление подготовки 40.04.01. Юриспруденция
ФГБОУ ВО "Чеченский государственный университет"
Противоречие принципу справедливости выражается в том, что законодателем не выдержан порядок расположения наказаний по мере возрастания принудительного потенциала, а также допускается возможность назначения административных наказаний, значительно превосходящих по своим размерам уголовные. Принципу равенства граждан перед законом противоречит наличие в системе наказаний, назначаемых только военнослужащим, а также отнесение лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью к числу так называемых «смешанных» наказаний. Принципу гуманизма и справедливости противоречит допущение широчайшего судейского усмотрения при назначении наказания в силу размытости границ в типовых санкциях и санкциях статей Особенной части УК РФ.
Несоответствие системы наказаний уголовно-правовым принципам приводит к ее дезорганизации по таким критериям, как критерий качества и внутренняя согласованность. Для обеспечения соответствия системы уголовных наказаний установленным УК РФ принципам и преодоления дезорганизации по названным критериям диссертант предлагает: 1) по степени репрессивности наказания в «лестнице» расположить следующим образом: общественные работы, исправительные работы, принудительные работы, штраф; 2) пересмотреть верхние границы административных наказаний, приведя их в соответствие с нижними границами уголовных (чтобы сходные административные наказания не превышали по размерам уголовные); 3) исключить из перечня наказаний ст. 44 УК РФ ограничение по военной службе и содержание в дисциплинарной воинской части, а в статьях, регламентирующих общественные, исправительные, принудительные работы и ограничение свободы, исключить положения, запрещающие их назначение военнослужащим; 4) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью отнести к числу постоянных дополнительных уголовных наказаний; 5) ограничить пределы судейского усмотрения на законодательном уровне посредством корректировки типовых санкций и санкций статей Особенной части УК РФ. [1,с.75]
Для обеспечения соответствия системы уголовных наказаний критерию структурированности (в части выделения подсистем), используя такое основание, как «роль в реализации стоящих перед наказанием целей», предлагаем в действующей системе выделять две подсистемы: подсистему основных и подсистему дополнительных уголовных наказаний.
Расположение в одном перечне и основных, и дополнительных уголовных наказаний не позволяет выстроить «лестницу» с учетом относительной строгости наказаний, что приводит к дезорганизации системы по такому критерию, как внутренняя согласованность. Кроме того, некорректные формулировки ст. 45 УК РФ привели к путанице в теории уголовного права и необоснованному выделению так называемых «смешанных» наказаний. Учитывая изложенное, предлагается в ч. 1 ст. 44 УК РФ описать подсистему основных, а в ч. 2 — подсистему дополнительных уголовных наказаний, выстроив каждую из них по принципу «лестницы» в порядке возрастания строгости наказания. Далее обращается внимание на то, что порядок присоединения дополнительных уголовных наказаний остался за рамками законодательного регулирования, а существующее построение кумулятивных санкций нередко алогично и противоречит критерию качества системы.
Литература: