Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Организация мер профилактики детского травматизма в едином образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения и семьи

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Фризен Анна Петровна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №4 2024»  (апрель, 2024)
Количество просмотров статьи: 37
Показать PDF версию Организация мер профилактики детского травматизма в едином образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения и семьи

Фризен А.П.,
студент 4 курса АлтГПУ,

научный руководитель Богославец Л.Г.,
к.п.н, доцент кафедры ДиДо АлтГПУ г. Барнаул

Аннотация. Статья посвящена вопросу организации профилактических мер при снижении уровня детского травматизма в условиях дошкольного образовательного учреждения (далее — ДОУ); уточняются задачи и принципы организации данного вида деятельности в коллетиве детей, родителей и педагогов.

Ключевые слова. Дошкольный возраст, детский травматизм, родители, педагоги, профилактика.

Социальные, экономические и культурные изменения, происходящие в образовании, не оставили без изменения систему дошкольного воспитания. Современная экономическая и социокультурная ситуация, вопросы модернизации дошкольного образования, введения Федерального государственного образовательного стандарта, федеральной образовательной программы дошкольного образования, доказывают необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности детей в условиях семьи и ДОУ, требуют содержательного обучения детей, сотрудников дошкольного образовательного учреждения, родителей безопасному образу жизни в сложных условиях техногенного, природного и экологического неблагополучия.

Актуализация данной проблемы в системе деятельности современного ДОУ предполагает комплексную систематизацию и чёткую стратегию работы по снижению уровня детского травматизма, а также формирования культуры безопасности жизнедеятельности.

Детский травматизм приобретает в последнее время характер эпидемии — настолько велико число несчастных случаев, происходящих с детьми. Поэтому во всех странах проблема детского травматизма становится предметом особой озабоченности широкого круга лиц и работников различных сфер деятельности. [1, с.7-8 ]

По данным статистики в настоящее время от травм и несчастных случаев умирает во много раз больше детей, чем от детских инфекционных заболеваний.[2] Именно поэтому задача взрослых (родителей, педагогов, медицинских работников) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными опасными для жизнедеятельности ситуациями. Особое значение следует уделять формированию у детей травматологической настороженности и навыков безопасного поведения в условиях семьи и дошкольного образовательного учреждения.

Все дети имеют право на безопасную окружающую среду и заслуживают защиты от травм. Многие детские жизни могут быть спасены благодаря интеграции содержательных мероприятий по предупреждению детского травматизма. В этой связи определим и уточним содержание понятия «профилактика» относительно травматизма в психолого-педагогической литературе:

а) «Профилактика травматизма» — совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья. [3, с.113]

б) «Профилактика — совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния.» [4, с.249]

в) «Профилактика — совокупность мероприятий, направленных на охрану здоровья, предупреждение возникновения и распространения болезней человека, на улучшение физического развития населения, сохранение трудоспособности и обеспечение долголетия». [3]

Дошкольный возраст — важный период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Ребёнок по своим физиологическим особенностям, не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребёнка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, необходимо воспитывать привычку правильно пользоваться предметами быта, учить обращаться с животными, кататься на велосипеде, объяснять, как надо вести себя во дворе, на улице и дома. Важно прививать детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся травмоопасных ситуациях.

Опыт практики свидетельствует, что своими действиями либо бездействием именно взрослые создают ситуации, которые являются травмоопасными для ребенка.

Именно поэтому обязанность родителей — хорошо знать проблему детского травматизма, чтобы каждый из них мог решить, какие именно факторы зависят от него и своевременно их устранять. Зная наиболее частые причины травм несчастных случаев, родители должны создать для ребенка травмобезопасную среду пребывания.

В концепции ФГОС ДО решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место.

В требованиях ФГОС ДО к содержанию Федеральной образовательной программы в ДОУ определены 5 образовательных областей («Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» и «Физическое развитие»), целью которых является: формирование основ собственной безопасности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира), формирование культуры безопасной жизнедеятельности образовательного процесса ,через решение следующих задач:

· формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способа поведения в них;

· приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

· передачу детям знаний о правилах дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

· формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям;

· обсуждение, анализ детской художественной литературы, сказок при формировании культуры безопасной жизнедеятельности [5].

В этой связи организация целостного образовательного процесса в ДОУ направлена на охрану, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Одним из направлений деятельности педагогического коллектива ДОУ является содержательное обучение детей основам безопасности в современных условиях, осознанному отношению к своему здоровью, т. е. социальной адаптации к тем опасным ситуациям, которые могут с ними произойти.

Опыт практики показывает, что начиная с дошкольного возраста, в целях снижения случаев травматизма дошкольников в самой простой игровой форме необходимо обучать основам безопасности жизнедеятельности и дошкольным образовательным учреждениям в решении этого вопроса отводится особая, важная роль.

В работу ДОУ по профилактике детского травматизма включаются все участники образовательного процесса: дети, сотрудники, родители.

Организация профилактических мероприятий с детьми включает в себя формирование у детей представлений об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях и воспитание навыков адекватного поведения в различных неординарных ситуациях. При этом, все полученные знания, умения, навыки, ценностные отношения дети должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

Работа с педагогическим коллективом по профилактике детского травматизма строится на изучении нормативно-правовых документов по данному направлению, методической литературы, инструкций по технике безопасности и охране труда в ДОУ, должностных инструкций по охране труда и обеспечении контроля за исполнением данных инструкций, мониторинге обеспечения безопасности жизнедеятельности в ДОУ.

Организация работы с родителями носит содержательную профилактическую направленность и осуществляется в форме родительского всеобуча и проектной деятельности в соответствии с реализацией парциально-образовательной программы по основам безопасности жизнедеятельности — «Один дома», «Опасность спички», «Незнакомый человек», «Кто не умеет плавать?».

Работа по профилактике детского травматизма и формировании культуры безопасной жизнедеятельности в ДОУ учитывает следующие принципы:

· принцип полноты — дети в полном объёме должны овладеть правилами безопасного поведения в окружающей среде в целях формирования травматологической настороженности;

· принцип системности — работа должна вестись системно в течение всего учебного года;

· принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей — обучение проектируется последовательно. Одни разделы воспитательно-образовательной программы выбираются для работы с детьми младшего дошкольного возраста, другие — для среднего, третьи — для старших дошкольников, либо — одно и то же содержание программы по разделам используется для работы в разных возрастных группах;

· принцип интеграции — работа по профилактике детского травматизма может реализовываться как самостоятельная, так и как составная часть комплексной воспитательно-образовательной программы. При этом её содержание органично включается в содержание ФОП;

· принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и в семье — основные направления работы по профилактике детского травматизма являются достоянием родителей, которые должны не только продолжать беседы с ребёнком на предложенные педагогом темы, но и выступать активными участниками образовательного процесса.

Таким образом, одним из важных показателей деятельности ДОУ, выступает уровень его безопасности для здоровья и жизни в соответствии с возрастными особенностями детей.

1. Безопасность и здоровье детей и подростков в современных условиях: Материалы научно-практической конференции, 22–23 апреля 2010г. -СПб, 2010. −98с.

2. Шакурова, Г. Один дома / Г. Шакурова, Н. Мельникова, Л. Захарова // Дошкольное воспитание. — 2007. — № 10.-С.44-52.

3. Анисимов, B.C. Классификация детского травматизма. Какой ей быть? / В. С. Анисимов // Ортопедия, травматология и протезирование. — М., 2009.- № 1. — С. 42–68

4. О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в образовательных учреждениях: приказ Министерства образования Российской Федерации от 15.01.2002 № 76 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http//www.consultant.ru

5. Концепция ФГОС ДО. — М.-ТЦ "Сфера".-2014г.