Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Лаптева Татьяна Леонидовна
учитель начальных классов
МКОУ «Большечаусовская ООШ»
Кетовский район, Курганская область
E-mail: tatyana_1963_63@mail.ru
В соответствии с современными требованиями к образованию, развивающимися информационными технологиями, приходится соответствовать данным требованиям, менять подходы в обучении. Кроме всего этого меняются и дети, они более развиты к моменту прихода в школу, любознательны, коммуникабельны. Современный обучающийся находится в центре постоянно меняющегося мира, и реализовать себя может только в действии и во взаимодействии с окружающими его людьми.
Взаимопонимание, столь необходимое для развития личности, может достигаться только в результате общения. И школа должна научить своего выпускника умению общаться, работать в коллективе, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее доказательства. Поэтому, я считаю целесообразно вводить на своих уроках групповую форму работы.
Целью такой работы является активное вовлечение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала. А так как групповая работа на уроках помогает слить обучение, воспитание и развитие в единый процесс, то решаются такие задачи: учить детей без принуждения, развить у них достаточный интерес к знаниям, потребность в их самодеятельном поиске, сделать учение радостным.
Групповая форма работы содержит в себе массу новых идей. Она решает многие воспитательные и дидактические задачи, а также создает оптимальные условия для обучения и воспитания личности.
На уроках групповой работы детям можно и нужно делать то, что на обычных уроках не разрешается — двигаться, говорить, подсказывать. Они учатся помогать, обращаться за помощью друг к другу, что очень важно в учебном процессе, формулировать свою точку зрения, выяснять точку зрения своих партнеров, обнаруживать разницу точек зрения, пытаться разрешить с помощью логических аргументов.
В своей работе я использую такие виды групповой работы:
— работа в парах;
— мозговой штурм;
— игра «Продолжи» (выполнение заданий по цепочке);
— прием «Зигзаг» (выполнение заданий при помощи сотрудничества групп);
— мозаичная группа;
— снежный ком;
— охота за сокровищами (выполнение заданий, используя дополнительную).
Для работы в группе у нас созданы правила:
— работать дружно: быть внимательным друг к другу, вежливым, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, не обижаться друг на друга, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего;
— работать по алгоритму;
— своевременно выполнять задание, доводить начатое до конца;
— работу выполнять качественно, соблюдать технику безопасности;
— каждый из группы должен уметь защищать общее дело и свое.
Важный момент в организации работы — это разделение класса на группы. Способов разделения существует множество:
— по желанию;
— случайным образом;
— по определенному признаку;
— по выбору «лидера».
Организация групповой работы меняет функции учителя. Он не передает знания в готовом виде, а может вести себя по-разному:
— он может контролировать;
— организовывать;
— оценивать работу учеников;
— участвовать в работе группы;
— предлагать участникам разные варианты решений;
— выступать в роли наставника, исследователя или источника информации.
Чего не стоит делать при организации групповой работы?
— не стоит принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;
— разрешать отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;
— групповая работа не должна занимать весь урок;
— нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обмениваться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда;
— нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.
Я считаю, важно правильно подобрать задания для групповой работы. Целесообразно использовать:
-задания на развитие творческого мышления, где требуется генерировать максимальное количество оригинальных идей;
— содержание работы должно быть интересно детям;
— задания должны быть доступны детям по уровню сложности;
-задания должны быть проблемными, создавать определенное познавательное затруднение.
Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:
1. Подготовка к выполнению группового задания:
-постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
-инструктаж о последовательности работы;
-раздача дидактического материала по группам.
2. Групповая работа:
— знакомство с материалом, планирование работы в группе;
-распределение заданий внутри группы;
-индивидуальное выполнение задания;
-обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
-обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);
-подведение итогов группового задания.
3. Заключительная часть.
-сообщение о результатах работы в группах;
-анализ познавательной задачи, рефлексия;
-общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.
Так же групповая работа на уроках обеспечивает формирование таких УУД, как:
Личностные:
— определять свой поступок;
— уважать иное мнение;
— стремиться к взаимопониманию;
Регулятивные:
— определять цель учебной деятельности;
— составлять план выполнения задач, решения проблем;
— учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности
выполнения своей работы;
— оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
— слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым
изменить свою точку зрения;
Познавательные:
— извлекать информацию;
— ориентироваться в своей системе знаний;
— добывать новые знания;
— перерабатывать информацию и преобразовывать ее из одной формы в другую;
Коммуникативные:
— доносить свою позицию до других;
— понимать другие позиции;
— договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды;
— пополнять знания, расширять индивидуальный опыт.
Групповая работа на моих уроках — это очень интересная и любимая форма работы детей. Очень часто, ученик, оказавшись наедине с каким-либо заданием, чувствует неуверенность в себе. Но когда он член команды, неуверенность отступает, а интерес, подогреваемый соучастниками действия, служит отличным стимулом для понимания. Групповая работа — это способ совместного решения проблем, во время которого каждый находит себя.
Результатом моей работы считаю успешное формирование УУД. А это одно из важнейших условий качественного обучения.