Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Организация групповой работы на уроках.

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Лаптева Татьяна Леонидовна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №11 2016»  (ноябрь)
Количество просмотров статьи: 9037
Показать PDF версию Организация групповой работы на уроках.

Лаптева Татьяна Леонидовна
учитель начальных классов
МКОУ «Большечаусовская ООШ»
Кетовский район, Курганская область
E-mail: tatyana_1963_63@mail.ru

В соответствии с современными требованиями к образованию, развивающимися информационными технологиями, приходится соответствовать данным требованиям, менять подходы в обучении. Кроме всего этого меняются и дети, они более развиты к моменту прихода в школу, любознательны, коммуникабельны. Современный обучающийся находится в центре постоянно меняющегося мира, и реализовать себя может только в действии и во взаимодействии с окружающими его людьми.

Взаимопонимание, столь необходимое для развития личности, может достигаться только в результате общения. И школа должна научить своего выпускника умению общаться, работать в коллективе, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее доказательства. Поэтому, я считаю целесообразно вводить на своих уроках групповую форму работы.

Целью такой работы является активное вовлечение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала. А так как групповая работа на уроках помогает слить обучение, воспитание и развитие в единый процесс, то решаются такие задачи: учить детей без принуждения, развить у них достаточный интерес к знаниям, потребность в их самодеятельном поиске, сделать учение радостным.

Групповая форма работы содержит в себе массу новых идей. Она решает многие воспитательные и дидактические задачи, а также создает оптимальные условия для обучения и воспитания личности.

На уроках групповой работы детям можно и нужно делать то, что на обычных уроках не разрешается — двигаться, говорить, подсказывать. Они учатся помогать, обращаться за помощью друг к другу, что очень важно в учебном процессе, формулировать свою точку зрения, выяснять точку зрения своих партнеров, обнаруживать разницу точек зрения, пытаться разрешить с помощью логических аргументов.

В своей работе я использую такие виды групповой работы:

— работа в парах;

— мозговой штурм;

— игра «Продолжи» (выполнение заданий по цепочке);

— прием «Зигзаг» (выполнение заданий при помощи сотрудничества групп);

— мозаичная группа;

— снежный ком;

— охота за сокровищами (выполнение заданий, используя дополнительную).

Для работы в группе у нас созданы правила:

— работать дружно: быть внимательным друг к другу, вежливым, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, не обижаться друг на друга, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего;

— работать по алгоритму;

— своевременно выполнять задание, доводить начатое до конца;

— работу выполнять качественно, соблюдать технику безопасности;

— каждый из группы должен уметь защищать общее дело и свое.

Важный момент в организации работы — это разделение класса на группы. Способов разделения существует множество:

— по желанию;

— случайным образом;

— по определенному признаку;

— по выбору «лидера».

Организация групповой работы меняет функции учителя. Он не передает знания в готовом виде, а может вести себя по-разному:

— он может контролировать;

— организовывать;

— оценивать работу учеников;

— участвовать в работе группы;

— предлагать участникам разные варианты решений;

— выступать в роли наставника, исследователя или источника информации.

Чего не стоит делать при организации групповой работы?

— не стоит принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;

— разрешать отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;

— групповая работа не должна занимать весь урок;

— нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обмениваться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда;

— нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.

Я считаю, важно правильно подобрать задания для групповой работы. Целесообразно использовать:

-задания на развитие творческого мышления, где требуется генерировать максимальное количество оригинальных идей;

— содержание работы должно быть интересно детям;

— задания должны быть доступны детям по уровню сложности;

-задания должны быть проблемными, создавать определенное познавательное затруднение.

Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:

1. Подготовка к выполнению группового задания:

-постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);

-инструктаж о последовательности работы;

-раздача дидактического материала по группам.

2. Групповая работа:

— знакомство с материалом, планирование работы в группе;

-распределение заданий внутри группы;

-индивидуальное выполнение задания;

-обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;

-обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);

-подведение итогов группового задания.

3. Заключительная часть.

-сообщение о результатах работы в группах;

-анализ познавательной задачи, рефлексия;

-общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.

Так же групповая работа на уроках обеспечивает формирование таких УУД, как:

Личностные:

— определять свой поступок;

— уважать иное мнение;

— стремиться к взаимопониманию;

Регулятивные:

— определять цель учебной деятельности;

— составлять план выполнения задач, решения проблем;

— учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности

выполнения своей работы;

— оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

— слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым

изменить свою точку зрения;

Познавательные:

— извлекать информацию;

— ориентироваться в своей системе знаний;

— добывать новые знания;

— перерабатывать информацию и преобразовывать ее из одной формы в другую;

Коммуникативные:

— доносить свою позицию до других;

— понимать другие позиции;

— договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды;

— пополнять знания, расширять индивидуальный опыт.

Групповая работа на моих уроках — это очень интересная и любимая форма работы детей. Очень часто, ученик, оказавшись наедине с каким-либо заданием, чувствует неуверенность в себе. Но когда он член команды, неуверенность отступает, а интерес, подогреваемый соучастниками действия, служит отличным стимулом для понимания. Групповая работа — это способ совместного решения проблем, во время которого каждый находит себя.

Результатом моей работы считаю успешное формирование УУД. А это одно из важнейших условий качественного обучения.