Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Е.С Дорохова
г. Челябинск
Аннотация: Статья посвящена вопросам изучения организационно-педагогических условий формирования благоприятного психологического климата дошкольного образовательного учреждения.
Ключевые слова: психологический климат, организационно-педагогические условия, проект.
Проблемой формирования благоприятного психологического климата в дошкольном образовательном учреждении всё чаще привлекает внимание педагогов и психологов. На успешное воспитание и образование детей дошкольного возраста, напрямую связано с индивидуально-личностными и профессиональными качествами педагога, среди которых организованность, ориентация на результат, повышение самооценки и профессиональной компетенции, другое.
Актуальность данной темы заключается в том, что чаще всего проводятся психологические исследования благоприятного психологического климата. В разное время, в психолого-педагогической литературе к проблеме формирования благоприятного психологического климата обращались многие педагоги и ученые.
Понятие «климат» было транслировано из географических наук и метеорологии (К.К. Платонов). Это многолетний режим погоды определённой местности [3].
На основе анализа имеющихся в литературе определений и разработок в социальной психологии А.Г. Ковалевым и В.И. Панферовым было предложено следующее понятие психологического климата: «Психологический климат — это специфическое социально-психологическое явление, которое складывается в коллективе под влиянием той сложной системы взаимоотношений, в которой находятся члены коллектива с окружающей социальной средой и между собой, и в процессе общения и труда, проявляется в эмоциональном, нравственном и идеологическом плане, поведенческом, когнитивном, воздействует на активность личности и деятельности коллектива» [1].
Проблема формирования благоприятного психологического климата в коллективе занимает одно из ведущих мест в системе управления организацией и здесь необходимо решать три неразрывно связанные проблемы: улучшение организационного и группового климата; необходимые изменения моделей руководства; изучение и применение конструктивных моделей разрешения конфликтов на всех уровнях функционирования организации [1].
Коллектив — это совокупность людей, в основе функционирования которой лежит ценностно-ориентационное согласие всех его членов, при этом главные ценностные характеристики являются общественно-значимыми (А.Г. Аллахвердян).
Основной отличительной особенностью педагогического коллектива от остальных, состоит в специфике профессиональной деятельности, а именно в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Эффективность профессиональной деятельности педколлектива определяется уровнем педагогической культуры его членов, характером межличностных отношений, пониманием коллективной и индивидуальной ответственности, сотрудничества, степенью организованности [3].
Многие исследования доказывают, что для значительного числа педагогов характерны: напряженность, высокий уровень тревожности, эмоциональная неустойчивость. Специфика психологического климата в педагогическом коллективе ДОУ обусловлена особенностями самой профессиональной деятельности и современными тенденциями в дошкольном образовании (Е. С. Асмаковец).
Таким образом, можно сделать вывод что, формирование благоприятного психологического климата в дошкольном образовательном учреждении — это результат кропотливой и сложной работы.
Условием повышения производительности труда, удовлетворенности работников трудом и коллективом является благоприятный психологический климат [3].
Формирование и совершенствование психологического климата — это постоянная практическая задача руководителей любой категории. Создание благоприятного климата в коллективе является не только творческим, но и ответственным делом. Формирование хорошего психологического климата требует, особенно от руководителей, понимания эмоционального состояния, настроения, психологии людей, их отношений друг с другом, душевных переживаний, волнений [2].
Можно предположить, что особенности работы по формированию благоприятного психологического климата в дошкольном образовательном учреждении заключаются, в факторах, влияющих на формирование благоприятного климата в коллективе таких как: сработанность членов коллектива, удовлетворённость работой, характер деятельности и условий труда, характер отношений, сплоченность коллектива, стиля руководителя организации, правильного подхода к решению конфликтных ситуаций. Так же, в пределах психологической организации коллектива выделяют формальную и неформальную подсистемы отношений. От определения состоянием психологического климата, зависит результативность деятельности трудового коллектива.
В нашем исследовании мы предположили, что формирование благоприятного психологического климата в дошкольном образовательном учреждении будет проходить успешно, если разработать и реализовать проект по улучшению благоприятного психологического климата в дошкольном образовательном учреждении.
Сущность опытно — поисковой деятельности характеризуется целенаправленным внесением принципиально важных изменений в ход педагогического процесса в соответствии с задачей исследования и его гипотезой.
Опытно-поисковое исследование проводилось в три этапа:
Констатирующий этап (май 2016 — сентябрь 2016 гг.). На констатирующем этапе опытно-поисковой работы решались задачи:
определение экспериментальной базы;
анализ работы ДОУ по формированию климата;
отбор диагностических методик.
Формирующий этап (октябрь 2016 — июль 2017 гг.). Апробация организационно — педагогических условий, включающая констатирующий, формирующий и обобщающий этапы.
Обобщающий этап (август 2017 — октябрь 2017 гг.). Осуществление обработки, анализа и интерпретации результатов проведенной опытно-поисковой работы, уточнение основных выводов, обобщение, систематизирование и оформление материала магистерской диссертации.
Цель опытно-поисковой работы: провести анализ психологического климата в коллективе дошкольного образовательного учреждения и предложить программу по его оптимизации.
Задачи исследования:
Изучить объект работы.
Подобрать диагностические методики психологического климата коллектива.
Выявить специфику психологического климата в коллективе.
Проанализировать полученные результаты.
Предложить и апробировать проект по оптимизации психологического климата в коллективе ДОУ.
Проверить эффективность проведенной работы.
Проведя анализ ДОУ, мы выявили что, проводятся плановые педагогические советы и семинары- практикумы касающиеся воспитания и образования детей, а также неформальные мероприятия, касающиеся государственных праздников. Также не выявлено проявления специальной работы с кадрами по формированию психологического климата в коллективе. В основном, работа направлена на повышение педагогической компетентности сотрудников.
Проведя первый, результаты показали нам, что педагоги испытывают недостаточное чувство причастности к работе коллектива. Они считают, то начальство не сильно заинтересовано в них. Также в случае предложения лучших условий работы и более высокой заработной платы они перешли бы в другой коллектив. Такой уровень групповой сплоченности недопустим в педагогическом коллективе.
После апробирования нашего проекта в ДОУ. Мы провели второй диагностический срез. Для подведения итогов, мы сравнили сравнить результаты проведённых диагностик. Сотрудники отмечают повышение тона настроения в коллективе, установление доброжелательных отношений между большинством членов коллектива. Педагоги с удовольствием участвуют в мероприятиях ДОУ. Они сопереживают друг другу, относятся с уважением к коллегам, стремятся поддержать. Новички получают как профессиональную, так и эмоциональную поддержку. Повысилось чувство гордости за коллектив.
Таким образом, можно говорить о подтверждении выдвинутой гипотезы и эффективности реализованных организационно-педагогических условий.
Список литературы: