Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Н. В. Берещенко
ГГУ им. Ф. Скорины, Гомель
Основная цель статьи — обратить внимание на нетрадиционные формы обучения иностранному языку, а именно, на использование на занятиях музыки и песенного материала.
Актуальность данной темы обусловлена важностью найти эффективные и интересные упражнения по овладению иностранным языком для повышения мотивации при его изучении.
Использование музыки и песенного материала на занятии создаёт благоприятный психологический климат, снижает психологическую нагрузку, активизирует языковую деятельность, повышает эмоциональный тонус, поддерживает интерес к изучению иностранного языка.
Песни являются ценным источником аутентичного языкового материала. Использование на занятиях песенного материала способствует более прочному усвоению и расширению лексического запаса, помогает активизировать ранее изученную лексику, способствует развитию чувства языка, закреплению грамматических конструкций и навыков иноязычного произношения, развитию музыкального слуха и эстетическому воспитанию учащихся.
Прежде чем приступить к применению заданий на основе песенного материала и музыки, рекомендуется изучить музыкальные вкусы и предпочтения учащихся или студентов для повышения эффективности работы. Кроме того, степень сложности языкового наполнения песен должна приблизительно соответствовать уровню владения языком учащихся.
Приведем некоторые возможные приемы использования музыки и песен на уроках иностранного языка.
1. Подготовка к занятию. Включенная на несколько минут музыка перед началом занятия — прекрасный способ начать урок, успокоить класс. Уменьшение громкости музыки — сигнал начала занятия.
2. Изменение темпа. Расслабляющая, медленная музыка может успокоить гиперактивный класс, энергичная поможет настроить на рабочий лад потерявших интерес к занятию учеников.
3. Ограничение времени на выполнение заданий — вместо обычных инструкций (у вас есть две минуты, чтобы закончить задание), предлагается сказать студентам, что у них есть время до конца песни. По окончанию музыки, они должны быть внимательны и готовы к выполнению следующих заданий.
4. Классическое заполнение пропусков. Учащимся предлагается текст песни на английском с пропущенными участками, которые они должны заполнить во время прослушивания. Варианты заданий: пропуск только определенных частей речи (предлоги, глаголы); пропуск рифмующихся слов; пропуск слов/конструкций по изучаемой теме. Для упрощения задания рекомендуется не делать более
5. Исправление ошибок: измените некоторые слова в тексте, во время прослушивания студенты должны обнаружить и исправить ошибки. Как и в случае с заполнением пропусков, рекомендуется ограничить количество ошибок до восьми или десяти и, по возможности, придерживаться определенного принципа в выборе лексических единиц (например, дать антонимы прилагательных). Еще один пример данного задания для более продвинутого уровня — показать студентам правильный вариант, и дать задание исправить грамматические особенности в тексте, например: «gonna» изменить на «be going to», «we was» на «we were», «I don’t have no time for no monkey business» на " I don’t have time for any monkey business«.
6. Расставить части песни в правильном порядке. Задание применимо с начинающими изучать язык. Текст песни разрезается на части, задание — прослушать песню и расставить куплеты в правильной последовательности.
7. Обсуждение. Тексты некоторых песен прекрасно подходят для введения новой лексики, например, «Where is the love?» (the Black Eyed Peas) для последующего обсуждения темы «War».
С точки зрения психология, музыка является эффективным способом запоминания лингвистического материала, так как данный вид деятельности вовлекает в работу оба полушария головного мозга, что способствует не только хранению изучаемого материала, но и его более быстрому воспроизведению.
Таким образом, использование музыки и песенного материала на уроках иностранного языка способствует погружению учащихся в иноязычную культуру, помогает развитию их творческих способностей и лингвистической компетенции.