Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Образ молодого поколения в малой прозе Д .Д. Сэлинджера

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Богданова Ольга Ивановна
Рубрика: Филологические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №5 2016»  (май)
Количество просмотров статьи: 2350
Показать PDF версию Образ молодого поколения в малой прозе Д .Д. Сэлинджера

Богданова Ольга Ивановна, учитель русского языка и литературы, Россия, г. Волгоград, E-mail: bogdanova2708@mail.ru




 В работе рассматривается образ «потерянного поколения», о котором уже писал Хемингуэй, и который в произведениях Сэлинджера приобретает новые смыслы.

В работе используются сравнительно-сопоставительный метод и историко-литературный подход.

Научная новизна доклада – в расширении проблемного поля в изучении творчества Сэлинджера.

В своей малой прозе Сэлинджер обращается к проблеме осмысления действительности молодым поколением, рассматривая его трагедию через призму послевоенной американской действительности.

Герои Сэлинджера - это поколение молодых людей 20-30 лет, участвовавших во Второй Мировой войне. Как метко сам определяет Сэлинджер в рассказе «Дорогой Эсме с любовью и всякой мерзостью», это люди, «претерпевшие непоправимый ущерб», люди, которые после пережитого не могут более «функционировать» нормально.

На мировоззрение Сэлинджера оказывают влияние следующие философские учения: дзен-буддизм, фрейдизм, религиозный экзистенциализм. Дзен-буддизм раскрывается через аскетические поиски героями своего «Я», желание понять природу вещей. Окружающая героев среда дана Сэлинджером фрагментарно, не представлено её подробное описание. Множество психологических проблем героев рассматривается через призму фрейдизма. Так, в новелле «Голубой период Домье-Смита» герой пишет о себе: «Я не любил своего отчима – я любил свою мать», и в этом описании находит воплощение Эдипов комплекс героя; там же: «…я закончил восемнадцать картин, из них – семнадцать автопортретов» - нарциссизм. И последнее- религиозный экзистенциализм, представленный в ощущении героями пустоты и безучастности мира к человеку, неправильной «функциональности» как Человека после пережитого, богооставленности, в безуспешных поисках смысла существования во враждебном мире.

Сэлинджер инвентаризирует мир в своих рассказах. Предметы окружающего мира, представленные фрагментарно, враждебны человеку, побывавшему на войне, Так, Уолт, герой, живущий в воспоминаниях Элоизы в рассказе «Лапа-растяпа», погибает при упаковке японской плиты, которая внезапно взрывается; брат Селины режет руку, наткнувшись на лезвие, оказавшееся в бельевой корзине («Перед самой войной с эскимосами. Рассказы Сэлинджера переполнены чеховскими «не стреляющими ружьями». В «пустоте», данной вместо панорамы, чередуется множество предметов, которые не несут за собой никакого контекста.

Своих героев Сэлинджер изображает физически слабыми, психически нездоровыми людьми: Симор Гласс бледен и тощ, у него ярко выраженный невроз («Хороший день для ловли рыбки-бананки»); Рамона из рассказа «Лапа-растяпа» - девочка с крайне плохим зрением и нездоровым воображением; Джон Гедсудский из рассказа «Человек, который смеялся» - молодой человек невысокого роста, с равнодушием открывающий детям жестокую реальность окружающего мира.

Основным приёмом в создании образа молодого поколения является жестовое поведение героев. Герои стремятся заменить трагические переживания внутри себя жестами, действиями. В рассказе «Перед самой войной с эскимосами» представлен разговор бывшего военнослужащего и девочки-подростка. Разговор заменяется жестами, общением по другую сторону эмоции. Так, брат Селины упрашивает Джинни взять сэндвич, - этот жест представляется аллюзией на поведение «нормальных», не искалеченных войной людей, которые ежедневно выполняют какие-либо действия. За бессмысленностью производимых героями жестами скрывается желание вернуться к «нормальному» существованию «не думающего обо всём этом» человека.

Все выявленные приёмы свидетельствуют о трагическом осмыслении Сэлинджером судьбы молодого поколения в мире, где от человека требуется адекватное функционирование, а не какие-либо душевные или интеллектуальные изыскания.