Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Зурабова Хьава Мусаевна
студент ЧГУ,
Россия, г. Грозный
E-mail: zm.khava@mail.ru
В наше время, когда рыночная экономика страны находится на стадии формирования, не приходится говорить о цивилизованных отношениях между изготовителем, продавцом и потребителем. Именно стадия формирования характеризуется повышенной уязвимостью потребителей, и на этот период потребитель больше всего нуждается в усиленной форме защиты со стороны государства.
Политика, проводимая госорганами в сфере защиты прав потребителей заняла прочные позиции, она осуществляется в тесной взаимосвязи с общим курсом экономических и социальных реформ, институциональными преобразованиями, а также с учетом влияния конкуренции на благосостояние граждан. .
Правовая основа, способствовавшая формированию и реализации целенаправленной политики в этой сфера была создана с введением в действие в апреле 1992 г. Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».
Основными назначениями данного закона являются усиление социальных гарантий гражданина и повышение ответственности производителей, продавцов и исполнителей за качество выполняемой работы. Отмечу, что второе назначение, выделенное мною, будет способствовать повышению качества продукции и услуг, социально- экономическому развитию страны.
Закон не просто закрепляет ряд новых обязанностей за изготовителями продукции и торговыми предприятиями, но и значительно расширяет права потребителей. Законодательство, созданное за эти годы, гармонизовано взаимодействует с Гражданским кодексом российской Федерации, обеспечивая защиту прав потребителей с учетом специфики отдельных секторов потребительского рынка товаров (работ, услуг).
Вопросы качества также не обделены вниманием. Первостепенное значения здесь отдается безопасности продукции и услуг, что говорит о социальной направленности проводимой политики.
В соответствии с Законом создана национальная система защиты прав потребителей, которую образуют федеральный антимонопольный орган и его территориальные управления; федеральные органы исполнительной власти и их территориальные подразделения, осуществляющие контроль качества и безопасности товаров (работ, услуг); органы местного самоуправления; общественные объединения потребителей. Каждое звено, составляющее целую систему, осуществляет весь комплекс работ по продвижению национальной политики в сфере защиты прав потребителей на национальном, региональном и муниципальном уровнях.
В целях предупреждения и пресечения нарушений прав потребителя соответствующие органы принимают такие меры, как:
— рассмотрение обращений потребителей и хозяйствующих субъектов;
— консультация по вопросам потребительского законодательства;
— проведение проверок на соответствие товаров, работ и услуг требованиям, установленным законом;
— информирование и правовое просвещение граждан;
— выработка предложений по совершенствованию защиты прав потребителей.
В соответствии с проводимыми мероприятиями за прошлые годы удалось решить многие масштабные вопросы. В частности, под контроль взята выдача кассовых чеков и иных документов, подтверждающих покупку, а также решена проблема по доведению до потребителей достоверной информации о товарах, в том числе об импортных, на русском языке. Положительная динамика характеризуется и тем, что досудебное разрешение споров между потребителями и иными рыночными контрагентами прочно вошло в практику.
Апогеем процесса преобразования потребительского законодательства стала полная трансформация понятия «защита прав потребителей» из простого термина в национальную политику в сфере защиты прав потребителей. Конечно же остаются нерешенные вопросы как правового, так и организационного характера. Множества монопольных рынков, ценовая спекуляция, наводнение потребительского рынка некачественными и фальсифицированными товарами, а также низкий уровень сознания потребителей все еще являются сдерживающими факторами в развитии рыночных отношений. Ввиду этого необходима корректировка национальной политики в сфере защиты прав потребителей, поиск и применение новых подходов к ее формированию и реализации. Только путем установления баланса между активной и адресной защитой прав потребителей и обеспечением условий для свободного развития человека, способного грамотно действовать на потребительском рынке товаров, можно будет продолжить положительную динамику развития в нашей стране потребительского законодательства.
Использованная литература: