Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Об изменениях в сфере защиты прав потребителей после принятия соответствующего закона.

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Зурабова Хьава Мусаевна
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №9 2017»  (сентябрь, 2017)
Количество просмотров статьи: 1718
Показать PDF версию Об изменениях в сфере защиты прав потребителей после принятия соответствующего закона.

Зурабова Хьава Мусаевна
студент ЧГУ,
Россия, г. Грозный
E-mail: zm.khava@mail.ru

В наше время, когда рыночная экономика страны находится на стадии формирования, не приходится говорить о цивилизованных отношениях между изготовителем, продавцом и потребителем. Именно стадия формирования характеризуется повышенной уязвимостью потребителей, и на этот период потребитель больше всего нуждается в усиленной форме защиты со стороны государства.

Политика, проводимая госорганами в сфере защиты прав потребителей заняла прочные позиции, она осуществляется в тесной взаимосвязи с общим курсом экономических и социальных реформ, институциональными преобразованиями, а также с учетом влияния конкуренции на благосостояние граждан. .

Правовая основа, способствовавшая формированию и реализации целенаправленной политики в этой сфера была создана с введением в действие в апреле 1992 г. Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».

Основными назначениями данного закона являются усиление социальных гарантий гражданина и повышение ответственности производителей, продавцов и исполнителей за качество выполняемой работы. Отмечу, что второе назначение, выделенное мною, будет способствовать повышению качества продукции и услуг, социально- экономическому развитию страны.

Закон не просто закрепляет ряд новых обязанностей за изготовителями продукции и торговыми предприятиями, но и значительно расширяет права потребителей. Законодательство, созданное за эти годы, гармонизовано взаимодействует с Гражданским кодексом российской Федерации, обеспечивая защиту прав потребителей с учетом специфики отдельных секторов потребительского рынка товаров (работ, услуг).

Вопросы качества также не обделены вниманием. Первостепенное значения здесь отдается безопасности продукции и услуг, что говорит о социальной направленности проводимой политики.

В соответствии с Законом создана национальная система за­щиты прав потребителей, которую образуют федеральный анти­монопольный орган и его территориальные управления; феде­ральные органы исполнительной власти и их территориальные подразделения, осуществляющие контроль качества и безопас­ности товаров (работ, услуг); органы местного самоуправления; общественные объединения потребителей. Каждое звено, составляющее целую систему, осуществляет весь комплекс работ по продвижению национальной политики в сфере защиты прав потребителей на национальном, региональном и муниципаль­ном уровнях.

В целях предупреждения и пресечения нарушений прав потребителя соответствующие органы принимают такие меры, как:

— рассмотрение обращений потребителей и хозяйствующих субъектов;

— консультация по вопросам потребительского законодательства;

— проведение проверок на соответствие товаров, работ и услуг требованиям, установленным законом;

— информирование и правовое просвещение граждан;

— выработка предложений по совершенствованию защиты прав потребителей.

В соответствии с проводимыми мероприятиями за прошлые годы удалось решить многие масштабные вопросы. В частности, под контроль взята вы­дача кассовых чеков и иных документов, подтверждающих по­купку, а также решена проблема по доведению до потребителей достоверной информации о товарах, в том числе об импортных, на русском языке. Положительная динамика характеризуется и тем, что досудебное разрешение споров между потребителями и иными рыночными контрагентами прочно вошло в практику.

Апогеем процесса преобразования потребительского законодательства стала полная трансформация понятия «защита прав потребите­лей» из простого термина в национальную политику в сфере защиты прав потребителей. Конечно же остаются нерешенные вопросы как правового, так и организационного характера. Множества монопольных рынков, ценовая спекуляция, наводнение потребительского рынка некаче­ственными и фальсифицированными товарами, а также низкий уровень сознания потребителей все еще являются сдерживающими факторами в развитии рыночных отношений. Ввиду этого необходима корректировка национальной политики в сфере защиты прав потребителей, поиск и применение новых подходов к ее формированию и реализации. Только путем установления баланса между активной и адресной защитой прав потребителей и обеспечением условий для свобод­ного развития человека, способного грамотно действовать на потребительском рынке товаров, можно будет продолжить положительную динамику развития в нашей стране потребительского законодательства.

Использованная литература:

  1. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 03.07.2016) «О защите прав потребителей»;
  2. Е.С. Костенко// Современное состояние защиты прав потребителей. Материалы Научной сессии, Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003. — С.67;