Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

О поддержке и обучении родителей детей с отклонениями в развитии

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Коновалова Елена Петровна, Бочарникова Анна Прокофьевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №12 2016»  (декабрь)
Количество просмотров статьи: 1761
Показать PDF версию О поддержке и обучении родителей детей с отклонениями в развитии

Бочарникова А.П.,
Коновалова Е.П.

Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
детский сад №10 «Светлячок»,
г. Старый Оскол.
E-mail: konovalov.oskol@mail.ru

В современной системе образования внимание педагогов привлекают теоретические и практические вопросы оказания помощи детям с отклонениями в развитии. ФГОС определяет «...полноценное развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и раскрывает задачи: коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями и здоровья и детей-инвалидов и оказания им квалифицированной помощи в освоении основной общеобразовательной программы». Внимание специалистов в этой области сосредоточено на поиске технологий для восстановления психического и физического здоровья детей, оказания помощи семьям, воспитывающим детей с проблемами в развитии.

Практика показывает, что в ранний период жизни детей родители за помощью к специалистам педагогам-дефектологам обращаются крайне редко. Это объясняется тем, что близкие взрослые часто не владеют информацией о возрастных психологических показателях развития ребенка. Чаще всего за консультацией родители обращаются в период, когда ребенок готовится к поступлению в школу и взрослых волнует предстоящее школьное обучение. Большую роль в работе с детьми играет уровень развития познавательной деятельности. Для родителей это малозначимо, но для нас степень выраженности снижения познавательной деятельности ребенка позволяет решать вопросы, связанные с особенностями сформированности навыков в основных линиях развития (социальной, физической, познавательной), а также с ведущей деятельностью и продуктивными видами деятельности, со способами усвоения нового материала.

В работе с родителями детей с отклонениями в развитии предварительно проводим разъяснительную работу. Происходит обмен опытом, что благоприятно сказывается на повышении мотивации, так и на дальнейшей коррекционной работе. В начале работы с родителями проводим анкетирование. С родителями детей с отклонениями в развитии заключаем договор о ПМПК и дальнейшем сопровождении ребенка. Совместно разрабатываем стратегию и тактику взаимодействия с ребенком, составляем индивидуальный маршрут его развития. Проводим индивидуальные беседы с родителями, в ходе которых стараемся убедить их в необходимости посещения тренинговых занятий, которые проводит психолог.

На первых встречах стараемся подкрепить уверенность родителей в том, что окружающие люди не отвергают их ребенка, а принимают его, предлагаем консультации: «Понимаете ли вы своего ребенка?», «Как помочь „особенному“ ребенку?», «Адаптация детей с ОВЗ в детском саду», «Сказкотерапия в обучении детей с ОВЗ», «Роль родителей в коррекции звукопроизношения у детей», «Советы родителям, воспитывающим детей с ОВЗ». Такая позитивная информация помогает снять напряженное состояние и наполнить родителей чувством гордости и радости за своего ребенка. С целью формирования навыков общения организовываем практическое занятие «Как слушать своего ребенка?» на котором предлагаем родителям поговорить о проблемах, которые возникают в процессе обучения и общения с детьми. С целью сплочения коллектива проводим практикум для родителей «Игры в развитии ребенка», на котором предлагаем родителям игры «Молчанка», «Говорящие руки» и др. Это дает возможность перейти к более важным встречам, на которых родители, участвуя в театрализованных играх, отрабатывают приемы развития важных и нужных качеств детей, умение их успокаивать. На завершающих встречах — обсуждение трудностей, которые возникли у родителей и детей с отклонениями в развитии, обмен опытом выхода из кризисных ситуаций. Цель этих встреч — ответ на вопрос — «Легко ли быть родителем ребенка с отклонениями в развитии?». Результатом проведенной работы с родителями стало лучшее понимание и принятие ребенка, умелое пользование приемами взаимодействия с ребенком без обострения внутренних проблем.

Таким образом, применение на практике коррекционно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии в раннем и дошкольном детстве позволяет большинство из них интегрировать в среду сверстников, раскрывает воспитательный потенциал семьи, нацеливая близких на понимание своего ребенка и активное участие в его воспитании и образовании.