Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Музыкаев Башлам Абдул-Халимович
Аспирант Государственного научно-исследовательского института системного анализа
Счетной палаты Российской Федерации;
Главный инспектор Контрольно-счетной палаты Московской области;
08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика);
muzykaev@gmail.com, 8(906)788-92-52;
Аннотация. В статье рассматривается ряд вопросов, связанных с построением различных моделей обеспечения экономической привлекательности хозяйствующих субъектов при реализации ими инвестиционных проектов. Отмечается, что теория и практика выработала ряд таких моделей, лежащих в основе защиты инвестиционного пространства. С помощью моделирования становится возможным преодолеть большинство препятствий на пути детального исследования, как в настоящее время, так и в будущем. Это возможно благодаря реконструированию социально-экономической и криминологической ситуаций.
Ключевые слова. Моделирование, реконструирование, механизм, система, риски, угрозы, инвестиции, инвестиционная привлекательность, экономико-правовой механизм, органы власти, хозяйствующие субъекты, региональная ситуация, инвестиционные проекты и программы, предупреждение преступлений, социально-значимые интересы, информация, источники информации, экономические процессы.
Muzykaev Bashlam Abdul-Halimovich
Graduate student of the State Research Institute of System Analysis of the Accounts Chamber of the Russian Federation
Simulation of appointment in providing security investment
Annotation. The article discusses a number of issues related to the construction of various models of economic security of business entities in the implementation of investment projects. It is noted that the theory and practice has developed a number of models that underlie the protection of investment space. With the help of simulation it is possible to overcome most of the obstacles in the way of detailed research, as it is now and in the future. This is possible thanks to reconstruct the social, economic and criminilogical situations.
Keywords. Modeling, reverse engineering, mechanism, system, the risks, threats, investments, investment security, economic and legal framework, governments, businesses, regional situation, investment projects and programs, crime prevention, socially significant interests, information, sources of information, economic processes.
Хорошо известно, что на идее моделирования, по сути, базируется любой метод научного исследования - как теоретический (при котором используются различного рода знаковые, абстрактные модели), так и экспериментальный (использующий предметные модели).
Разрабатывая модель инвестиционной привлекательности, соответствующим разработчикам необходимо отвлекаться от отдельных качественно-количественных характеристик соответствующей ситуации в регионе. Данное отвлечение может быть либо преднамеренным, по причине несущественной важности этих характеристик (иногда из-за желания исследовать отдельные моделируемые характеристики), либо неумышленным, как следствие незнания этих характеристик. Таким образом, создается некая идеальная, доступная для изучения и конструирования система. Детальный анализ конструкции такой системы позволяет получить дополнительную информацию о реальном, а не моделируемом состоянии инвестиционной привлекательности.
Таким образом, данный метод позволяет субъектам инвестиционной привлекательности оценить реальную ситуацию, подлежащую исследованию, когда по тем или иным причинам эта ситуация не может быть изучена непосредственно. Как правило, субъекты инвестиционной привлекательности к моделированию прибегают в том случае, когда многие составляющие экономической и криминальной ситуации могут быть не доступны для детального анализа. На практике, как показывают опросы респондентов, такое происходит достаточно часто - во-первых, как следствие несовершенства системы информатизации; во-вторых, по причине массивности индикаторов или громоздкости показателей составляющих данной системы, и пр. Кроме того, ситуацию, связанную с состоянием инвестиционной привлекательности, зачастую изучить непосредственно весьма сложно. Причина, видимо, является достаточно прозаической, а именно - высокий уровень латентности подавляющего числа составляющих элементов этой системы. Следовательно, преодолеть большинство препятствий на пути детального исследования, как в настоящее время, так и в будущем, возможно лишь благодаря реконструированию социально-экономической и криминологической ситуаций.
Безусловным достоинством моделирования является также и то, что названный метод позволяет реконструировать анализируемую ситуацию в конкретном регионе. Это относится к уровню инвестиционной привлекательности хозяйствующих субъектов даже тогда, когда реалии еще не наступили, но можно просчитать сценарии развития ситуации в зависимости от использования или неиспользования конкретных средств региональной политики. Данное свойство моделей весьма важно, исходя из специфики стоящих перед региональными органами власти экономических задач. При этом политика на местах крайне неэффективна, если она основана либо на «ручном» бесплановом управлении, либо на постоянных экспериментах, не имеющих в своей основе научного обоснования. Следовательно, в основу так называемой идеальной модели, при условии, что данная модель пройдет соответствующую экспертизу, можно внедрить принципы работы ее механизма на практике.
С точки зрения гносеологии, моделирование региональной политики экономической привлекательности представляет собой решение некой триединой задачи. Первоначально ряд институциональных параметров системы инвестиционной привлекательности объекта отражается в модели. Затем такая модель, как некая совокупность наиболее значимых характеристик объекта-оригинала, детально анализируется с помощью специальных методик мониторинга. Итогом такого рода научно-аналитических изысканий становится получение новых знаний об инвестиционной ситуации в регионе. Эти знания переносятся на региональные программы защиты инвестиционного пространства хозяйствующих субъектов. Таким образом, представления субъектов инвестиционной привлекательности об объекте-оригинале обогащаются, позволяя учитывать даже малейшие нюансы возможного развития дальнейших событий и применять их на практике. В рассматриваемом контексте моделирование позволяет органично объединить три стадии познания: 1) изучение реальной инвестиционной ситуации в регионе и построение на основе такого изучения ее модели; 2) всесторонний анализ полученной модели; 3) экстраполяция свойств, демонстрируемых моделью, на ее оригинал.
Параметры инвестиционной привлекательности определяются с тем расчетом, чтобы, при отражении их в модели и будучи изученными на ней, смогли бы стать руководством к действию для контролирующих органов и для субъектов хозяйствования.
При построении модели региональной политики инвестиционной привлекательности, и в особенности при ее анализе и экстраполяции на объект-оригинал, следует учитывать два режима функционирования соответствующей модели - имитационный и нормативный.
Каждый из упомянутых типов моделирования имеет свои преимущества и недостатки. Вместе с тем, первоначально целесообразно прибегать к имитационным моделям, которые воспроизводят состояние инвестиционной привлекательности, имитируя негативные последствия от различного рода рисков и угроз. При этом станет ясной и цена, которую хозяйствующий субъект, а также общество и государство должны заплатить за их предупреждение либо минимизацию (нейтрализацию).
В данном случае «на вооружение» берутся ранее выработанные альтернативные сценарии развития (мимикрии) состояния названного сегмента привлекательности как системы. Исследуются также альтернативы развития ситуации, в них вводятся новые параметры, с тем чтобы имитировать систему-объект с максимальной достоверностью. Результаты изучения модели новых альтернативных вариантов развития региональной политики инвестиционной привлекательности вводятся в разрабатываемые компьютерные программы, чтобы совершенно отчетливо изучить вопрос о целесообразности применения тех или иных средств и методов воздействия, выделив возможные сценарии развития ситуации.
Здесь же следует обратить внимание на то, что, к примеру, модель региональной политики инвестиционной привлекательности призвана увязать между собой потенциальные возможности для корректирования ситуации контролирующих органов и субъектов хозяйствования с задачами, которые ставят перед ними общество и государство. С точки зрения практики достижение указанной интеграции представляет собой одну из главных целей регионального управления. Отмеченное означает, что модель региональной политики инвестиционной привлекательности должна имитировать присущие региону особенности, касающиеся социального и экономического развития. Иначе говоря, данная модель призвана служить как средством отражения сложившейся ситуации в определенном регионе и на определенном отрезке времени, так и средством коррекции ситуации в выгодном для общества и государства направлении. Соответственно, модель нужна и для познания объекта, и для его преобразования.
Нормативная модель позволяет сопоставить фактические результаты деятельности контролирующих органов с ожидаемыми (это, например, может касаться населения региона либо деятельности предпринимательских структур). В качестве такой модели можно рассматривать систему организации взаимосвязанных между собой контролирующих органов региона, для которых устанавливается собственный набор показателей эффективности работы (нормативов). В зависимости от этих нормативов вышестоящими структурами принимается решение о дисциплинарной ответственности или вознаграждении. Не меннее иллюстративным примером может служить система научно обоснованных индикаторов (норм) по отдельным аспектам сложного социально-экономического процесса, каким, собственно, и является сфера обеспечения инвестиционной привлекательности.
На практике данная модель используется для сравнения фактических результатов реализации инвестиционных программ с ожидаемыми результатами, которые первоначально рассчитаны по бюджету. Нормативная модель в данном случае используется в основном для анализа инвестиционного пространства и опирается на информацию не только внутренней бухгалтерской отчетности, но и на «околофоновую» общерегиональную (экономическую, социальную, криминологическую и пр.). Такого рода модели позволяют по каждой статье расходов, предусмотренных бюджетом для инвестиционной программы, установить отклонения от их нормативной величины.
Подводя настоящей статьи, необходимо подчеркнуть, что инвестиционное пространство, в котором живет и развивается региональная система инвестиционной привлекательности, должно быть по-настоящему структурировано. Структурируется же указанное пространство путем упорядочивания его элементов, обеспечивая тем самым устойчивость этой системы. Таким образом, порядок и продуцируемая им организационная система являются обязательным условием эффективности региональной политики инвестиционной привлекательности. Здесь же следует обратить внимание на взаимозависимость – от успешно организованного инвестиционного пространства в регионе, в котором функционируют хозяйствующие субъекты, зависит качество жизни населения региона.
Литература
Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. М., 1996. С. 41.
Балабанов И.Т. «Риск-менеджмент» - М., 1996. –128с.
Бляхман Л.С. Основы функционального и антикризисного менеджмента - СПб., 1999, -165с.
Глущенко В.В. Управление рисками. Страхование - Железнодорожный, 1999, -174с.
Клейменов М.П. Прогнозирование и приоритеты уголовной политики // Проблемы уголовной политики. Советский и зарубежный опыт. Издат-во Красноярского университета. Красноярск, 1989. С.130.
Сенчагов В.К. Экономическая привлекательность: геополитика, глобализация, самосо хранение и развитие. М.: Финстатинформ, 2002.
Состояние и перспективы развития экономики России и Республики Беларусь в рамках союзного государства / Под науч. ред. А.И. Татаркина, А.А. Куклина. – Екатеринбург: Издательство Уральского Университета, 2001.