Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Кабашникова Ольга Алексеевна
Компетентностный формат представления результатов профессионального образования является исходной точкой модернизации образования, которая указывает на качество конечного продукта — знаний, умений и навыков выпускника. Известно, что «компетенция» — это предметная область, в которой специалист хорошо осведомлен и проявляет готовность к выполнению деятельности, а «компетентность» — общая характеристика качеств личности, выступающая как результат подготовки выпускника-специалиста для выполнения деятельности в определенных сферах. Помимо профессиональных знаний и умений, компетенции включают такие качества как инициатива, сотрудничество, коммуникативные способности, способность работать в команде, умение учиться, логически мыслить, отбирать и использовать информацию.
Рассмотрим рефлексивную модель обучения при прохождении студентами вузов педагогической практики в школе. Такая модель обеспечивает баланс практических и теоретических знаний и способствует поэтапному формированию профессиональной компетенции студентов.
Курс методики обучения английскому языку и система организации педагогической практики тесно взаимосвязаны: теория → наблюдение в школе → рефлексия на увиденное → анализ на основе теории.
Среди приемов обучения студентов педагогическому мастерству отметим микро-урок, который является эффективным средством формирования микро-умений на практике в школе. Сущность микро-урока заключается в том, что перед студентами ставится проблема и создаются условия для ее решения, причем учебная ситуация уменьшается. Студент концентрируется лишь на обучении одному навыку. После урока проводится рефлексия (самоанализ) и обсуждение урока в группе студентов. Обычно микро-урок состоит из трех этапов: 1. Определение задачи. Студент получает информацию о том, какому навыку и как он будет обучать. 2. Студент проводит собственно микро-урок. Причем время обучения ограничено
Среди прочих приемов повышения педагогической компетенции студентов следует отметить учебную деловую игру, которая широко применяется в обучении как нестандартная форма проведения занятий. Деловая игра максимально приближает обучаемых к реальным ситуациям, обеспечивает условия для естественного общения на уроке иностранного языка. Нетрадиционный подход к проведению занятий позволяет активизировать умственную деятельность студентов, побудить их к самостоятельному творчеству. Большой интерес вызывают у студентов разнообразные конкурсы, пресс-конференции, турниры. В результате ведения дискуссий на пресс-конференции формируется способность мыслить критически, а отсюда умение анализировать, обобщать, оценивать последствия действий, убеждений, идей. Подобные деловые игры учат студентов общаться со своими коллегами, старшими по должности; отстаивать свою точку зрения, преодолевать неуверенность в себе.
При условии формирования педагогических компетенций студентов вузов на заданном уровне развитие поликультурности будет способствовать расширению перспектив определения своего места на рынке труда. Привитие и развитие у молодых специалистов набора ключевых педагогических компетенций определяет его дальнейшую адаптацию в обществе.