Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Чудина Е.Ю.
Студент
Московский финансово-юридический университет МФЮА
Финансово-правовое регулирование финансов предприятий как способы воздействия на финансовые правоотношения с участием предприятий означает совокупность правил поведения, установленных в различных финансово-правовых актах, которые в совокупности образуют систему источников правового регулирования финансов предприятия. В механизме финансово-правового регулирования финансов предприятий основная роль отводится различным источникам права, содержащим определенные правила поведения в финансовых правоотношениях. Если исходить из общераспространенного значения термина «источник», то в сфере права финансов предприятий под ним нужно понимать силу, создающую право. Такой силой, прежде всего, является власть государства, которая реагирует на потребности общества, развитие общественных отношений и принимает соответствующие правовые решения [1].
Источники права финансов предприятия в РФ — это правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормы правового регулирования финансов предприятия. Трехуровневый состав — характерная особенность источников российского правового регулирования финансов предприятия, вытекающая из федеративного устройства государства и действия органов местного самоуправления, из разграничения компетенции по правовому регулированию финансовых отношений между федеральными, региональными (субъектов РФ) органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Главный источник финансов предприятия в РФ — Конституция РФ, на основе которой приняты конституции и основные законы субъектов Федерации, а также уставы муниципальных образований. Конституции РФ закрепляются основы правовой организации финансовой деятельности государства в целом и по отдельным ее направлениям. Если коснуться вопроса о непосредственном регулировании финансово-хозяйственной деятельности предприятий, то в Конституции РФ содержится общая норма, согласно которой каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57).
Отдельного кодифицированного акта, содержащего массив финансово— правовых норм, регулирующих финансы предприятия в РФ не существует. Тем не менее, к числу кодифицированных актов в системе источников правового регулирования финансов предприятия относятся НК РФ, БК РФ и ТК РФ. Источники правового регулирования финансов предприятия РФ неодинаковы по своим правовым свойствам. Среди них имеются законы и акты органов исполнительной власти разных уровней. В настоящее время расширяется сфера регулирования финансовых отношений законодательными актами, что важно для повышения авторитетности финансово-правовых норм. Появилось большое число законов РФ, относящихся к разным сферам финансовой деятельности: например, Закон о валютном регулировании и контроле, регулирующий отношения также с участием предприятий, которые относятся в разряд таких субъектов валютных правоотношений как резиденты и нерезиденты [2].
Нормы правового регулирования финансов предприятия содержатся в актах главы государства и органов исполнительной власти: указах Президента и постановлениях Правительства. Акты органов исполнительной власти субъектов Федерации, принятые по соответствующим вопросам, также могут быть источниками правового регулирования финансов предприятия.
Следовательно, решая вопрос о правовом режиме финансов предприятий, мы должны вести речь о тех отраслевых режимах и соответствующих им юридических средствах воздействия на них.
Несомненно, основу правового регулирования финансов предприятий составляют финансово-правовые нормы, так как «важнейшей предпосылкой функционирования финансовой системы является осуществление финансовой деятельности государством и местным самоуправлением, как правило, в правовой форме, закрепленной нормами правового регулирования финансов предприятия».
Вопрос о воздействии на финансы предприятий правового режима правового регулирования финансов предприятия упирается своими корнями в проблему предмета правового регулирования финансов предприятия, что оно регулирует, в качестве предмета воздействия имеет частные либо публичные финансы? Общепринято относить в круг общественных отношений, подпадающих под предмет правового регулирования финансов предприятия отношения, возникающие по поводу публичных, т.е государственных финансов. Хотя на сегодняшний день высказываются точки зрения согласно которым в систему правового регулирования финансов предприятия необходимо включить институт финансов организаций. Следует отметить, многие учебники по финансовому праву содержат в качестве разделов учение о финансах государственных и муниципальных предприятий. Все авторы относят нормы, регулирующие финансы данных предприятий к институту правового регулирования финансов предприятия. Тем не менее, если даже финансы предприятий всех форм собственности не находят свое место системе правового регулирования финансов предприятия в качестве самостоятельного правового образования, то нельзя отрицать распространение на финансово-хозяйственную деятельность предприятий финансово-правового регулирования [3].
В интересующем нас плане следует отметить следующее. Непосредственная связь финансов предприятия со всеми стадиями воспроизводственного процесса, т.е «в силу своей специфической особенности они осуществляют процесс распределения и перераспределения национального дохода и национального богатства на трех уровнях: на общегосударственном, на уровне предприятий, на уровне производственных коллективов» говорит об их включенности в сферу финансовой деятельности государства, соответственно, они уже подпадают под отраслевой режим правового регулирования финансов предприятия, независимо от формы собственности.
Подводя итог вышеотмеченному, определим те правовые образования в рамках правового регулирования финансов предприятия, которые влияют на правовой режим финансов предприятий:
1) бюджетное право, прежде всего, регулирует отношения в рамках бюджетной системы, опосредует отношения и с иными звеньями финансовой системы: отношения по поводу финансирования деятельности государственных предприятий (правовой режим института государственных и муниципальных расходов), а также в рамках предоставления адресных средств из бюджетов различных уровней для обеспечения деятельности предприятий всех форм собственности в форме бюджетных кредитов, субсидий и т.д.; отношения по поводу выполнения предприятиями обязательств перед государством, в том числе государственными и муниципальными предприятиями и неналоговых обязательств (правовой режим института государственных доходов);
2) налоговым правом опосредуются финансовые отношения при исполнении предприятиями налоговых обязательств перед государством;
3) институт финансового контроля, потому что финансы предприятий являются объектом государственного финансового контроля, причем финансы государственных и муниципальных предприятий — объектом как общегосударственного, так и ведомственного финансового контроля;
4) институт валютного регулирования и валютного контроля, нормы которого действуют, когда предприятия осуществляя свою финансовую деятельность, затрагивают отношения по поводу валюты и валютных ценностей;
5) институты финансов государственных и муниципальных предприятий — совокупность финансово-правовых норм, регулирующих систему экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования предприятиями денежных фондов и доходов в процессе воспроизводственной деятельности;
6) нормы института учетных систем непосредственно направлены на упорядочение совокупной информации о финансах и финансовых операциях в процессе финансово-хозяйственной деятельности предприятий;
7) иные структурные составляющие системы правового регулирования финансов предприятия
Как уже было отмечено, правовой режим финансов предприятий не ограничивается только сферой действия правового регулирования финансов предприятия. В то же время нормы других отраслей права — гражданского, административного — следует также относить к правовым основам функционирования финансовой системы. По верному представлению О.Д. Соколовой, это не нарушает важнейшего принципа построения финансовой системы — принципа единства, закрепленного соответствующими статьями Конституции РФ, так как существует взаимосвязь и взаимообусловленность между всеми отраслями российского права.
Нельзя игнорировать тот факт, что финансы есть составляющая часть функционирования национальной экономики, народного хозяйства. «Вертикальные финансовые отношения тесно переплетены с гражданско— правовыми; многие финансовые отношения строятся и существуют параллельно с гражданскими отношениями».
Финансы предприятий различных форм собственности, их фонды денежных средств формируются в основном при реализации результатов их производственной деятельности, следовательно, предпринимательской деятельности, входящей в силу статьи 2 ГК РФ в группу отношений, регулируемых гражданским законодательством. Следовательно, отраслевой режим гражданского права оказывает влияние на правовой режим финансов предприятий. На правовой режим финансов государственных и муниципальных предприятий немалое влияние оказывает отраслевой режим административного права. Фактически управление финансовой деятельностью государственных и муниципальных предприятий является одной из форм управления государственным или муниципальным имуществом. Согласно ст. 2 Закона о государственных предприятиях от имени РФ или субъекта РФ права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти РФ или органы государственной власти субъекта РФ в рамках их компетенции, от имени муниципального образования — органы местного самоуправления.
Так на уровне федерации управление федеральной собственностью входит в компетенцию Правительства России (ст. 114 Конституции РФ, ст. 14 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. №
Таким образом, основную роль при осуществлении прав собственника в отношении имущества унитарных предприятий играет федеральное агентство — федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Это в первую очередь Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, который осуществляет свою деятельность на основании постановления Правительства РФ от 05 июня 2008 № 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом« [4].
Росимущество находится в ведении Министерства экономического развития РФ, поскольку именно последнее осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере экономического развития, внешнеэкономической деятельности, торговли, управления федеральным имуществом, управления государственным материальным резервом [5].
Немаловажную роль в регулировании финансово-хозяйственной деятельности предприятий играют и такие ведомственные акты, как приказы и инструкции Министерства финансов, акты ФНС, ФТС и ЦБ РФ.
Список используемой литературыПримечания