Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Бахаев Абу-Магомед Адамович
Студент ЧГУ,
Россия, г. Грозный
E-mail: bahaev.abu@mail.ru
Для эффективного обеспечения реализации международных обязательств на внутреннем уровне государства осуществляют меры по включению международно-правовых норм в свою правовую систему. Согласно п. 4 ст. 15 Конституции России международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Все возрастающее влияние международно-правовых норм на внутригосударственное право породило тенденцию к своеобразной конституционализации международного права, и сегодня значительное число конституций содержат положения, посвященные международному праву и призванные обеспечить его реализацию. Подобный вывод прослеживается как в ст. 15 Конституции РФ, так и в ст. 17.
По общему правилу конституционные нормы государств мира, включая Россию, задекларировали международно-правовые нормы составной частью их права или правовых систем. Исходя из этого, в состав нормативной составляющей понятия «правовая система» нами подлежат включению не только нормы внутреннего права соответствующей страны (а в случае коллизионного регулирования также нормы права иностранных государств), но и международно-правовые нормы и принципы.
Сегодня в правовой теории и практике всем правоприменительным органам, как административным, так и судебным, необходимо четко разграничивать такие понятия, как «право государства», т. е. комплекс всех принимаемых его соответствующими органами правовых актов и норм, и «право, применяемое в государстве», как совокупность всех нормативных правил, подлежащих реализации в сфере внутригосударственных отношений и действующих в пределах юрисдикции государства, а именно в рамках компетенции его административных и судебных органов. Очевидно, что второе понятие шире первого, так как оно охватывает не только национальное право страны, но и признаваемые и применяемые Российской Федерацией нормы международного права, а также нормы права иностранных государств.
В последнее время последовательно прослеживается своеобразная подчиненность национальной правовой системы международной. Многие нормы международного права могут действовать непосредственно на территории государства, минуя такой институт, как трансформация. В таком случае воздействие одной системы на другую осуществляется напрямую без каких-либо нормативных привязок. Сформированные международным правом нормы занимают в правовой системе государства собственную нишу. Они действуют в рамках этой системы, не утрачивая своей связи с международным правом. Роль общества в формировании властных предписаний является не просто доминирующей, а определяющей по отношению к деятельности органов государства, непосредственно создающих нормы права так, как только общество является носителем основных принципов регулирования, существующих в нем отношений.
Итак, резюмируя вышесказанное, определим правовую систему как сочетание: а) правовой идеологии
б) права как регулирующего нормативного комплекса
в) правовой практики как конечного результата правоприменительной деятельности.
Помимо соотношения компонентов правовой системы по вертикали, необходимо отметить и взаимодействие по горизонтали. В государстве подлежат применению нормы международного права, нормы национального права и нормы иностранных государств. Три этих компонента также являются составной частью правовой системы. Все три составляющие вместе находят свое отражение как в правовой идеологии, так и в праве и юридической практике.
Литература