Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Реализация принципа адресного использования бюджетных средств

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Парамзина Евгения Олеговна
Рубрика: Политические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №7 2015»  (июль 2015)
Количество просмотров статьи: 4623
Показать PDF версию Реализация принципа адресного использования бюджетных средств

Адресная социальная помощь - помощь, предоставляемая адресно малообеспеченным семьям и одиноким гражданам, имеющим совокупный доход ниже величины прожиточного минимума семьи или одинокого гражданина и находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных выплат, натуральной помощи или в виде социальных услуг за счет средств государственного бюджета, внебюджетных источников, спонсорских средств, гуманитарной помощи.

Адресная социальная поддержка населения занимает важное место в структуре социального управления в целом и местного самоуправления в частности.

Суть процесса обеспечения адресности - это направление социальной помощи тем, кто в ней действительно нуждается, и исключение тех, кто нуждающимся не является. В этой работе существуют три основных этапа:

  1. выделение целевой группы;
  2. развитие методов обеспечения адресности для идентификации и направления ресурсов на нужды целевой группы;
  3. создание административной структуры для реализации методологии обеспечения адресности. Методы обеспечения адресности для своего воплощения требуют тщательного сбора, оценки и проверки достоверности информации о претендентах на социальную помощь.

Информация может группироваться по трем основным направлениям:

  1. Социальные и демографические характеристики. Могут включать в себя сведения о числе и возрасте детей в семье, инвалидности, беременности, семейном положении, наличии престарелых членов семьи, месте проживания, месте работы и т. д.
  2. Доход. Обычно учитывается заработная плата на основном и других рабочих местах, самозанятость, трансферты от государства в денежной или иной форме (пенсия, детские пособия) и неофициальный доход.
  3. Имущество. Оценка имущества обычно включает в себя учет принадлежащих заявителю или домохозяйству объектов недвижимости, автомобилей, сберегательных счетов, земельных участков и другого имущества, отражающего уровень благосостояния домохозяйства.

Оказание адресной социальной помощи осуществляется в следующих формах:

  • денежные выплаты (материальная помощь, оказываемая с целью приобретения заявителем жизненно необходимых товаров и услуг, ремонт бытового газового оборудования, сантехники и т.п.);
  • натуральная помощь (представляет собой выдачу на руки заявителю продуктов питания, предметов первой необходимости, топлива, талонов на горячее питание, банные услуги, лекарственные препараты, бесплатный проездной билет в муниципальном транспорте); - социальные услуги (медицинские, психологические, юридические, информационные);
  • реабилитационные услуги (в т.ч. зубопротезирование);
  • погашение задолженности, освобождение от оплаты жилищно-коммунальных услуг и техническое обслуживание газового оборудования. Возможно, предоставление одновременно нескольких видов адресной помощи с расчетом их стоимости в денежном выражении.

В результате можно сделать вывод о том, что решение накопившихся адресных социальных проблем предполагает проведение глубоких структурных преобразований в социальной сфере, которые обеспечили бы перераспределение социальных расходов в пользу наиболее уязвимых групп населения. Именно от методологии обеспечения адресности в первую очередь зависит эффективное распределение социальной помощи в различных формах, основными из которых является денежная и натуральная.

Несмотря на многочисленные попытки внедрения принципа адресности социальной помощи на региональном и муниципальном уровне, степень адресности социальных выплат в целом по Российской Федерации не на много повысилась. В результате при определении получателей социальной поддержки возникают два вида ошибок:

Ошибки включения предоставление социальных благ лицам или домохозяйствам, не входящим в целевую группу. Обычно это называется «утечкой средств».

Ошибки исключения неполучение социальных выплат лицами или домохозяйствами, входящими в целевую группу. Иными словами «недостаточное покрытие».

Ошибки включения и исключения могут быть оценены как с точки зрения состава получателей помощи, так и с точки зрения расходов: сколько получателей помощи в рамках программы не являются бедными в процентном выражении? сколько процентов бедных получают помощь по программе?

Организация оптимальной адресной социальной поддержки населения предполагает не только изучение законов и других нормативных актов, устанавливающих ее критерии в рамках отношений государство - человек - закон - социальная защита, но и возможность на местах определять допустимые границы действий во взаимоотношениях с другими субъектами и разрабатывать собственные варианты моделей адресной социальной поддержки.