Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Басня как помощник для речи молодежи

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Хонюкова Валентина Сергеевна
Рубрика: Филологические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №5 2015»  (май 2015)
Количество просмотров статьи: 3289
Показать PDF версию Басня как помощник для речи молодежи

Валентина Сергеевна Хонюкова

Речь современной молодежи приводит в негодование преподавателей, родителей, представителей старшего поколения, остро реагирующих на режущие ухо выражение. В самом деле, есть о чем беспокоиться: по данным последних исследований, в студенческой среде степень жаргонизации речи (определенная такой, казалось бы, безобидной сфере общеоценочных слов-синонимов: «хорошо» - «плохо») превышает 50% для юношей и 33% для девушек (т.е. зашибись, улет, отпад, супер, стремно и подобные словечки наполовину вытесняют литературные выражения). Такие цифры могут вызвать удивление и уныние у блюстителей чистоты русского языка: ведь речь идет о студентах, наиболее культурной части молодежи.

Удивляться, однако, нечему. Молодежная речь отражает неустойчивое культурно-языковое состояние общества, балансирующее на грани литературного языка и жаргона. Так называемый общий жаргон – заниженный стиль речи, размывающий и нормы языка, и нормы речевого этикета, - становиться привычным не только в повседневном общении, но и звучит в теле – и радиоэфире. Молодежь, являясь преимущественным носителем жаргона, делает его элементом поп-культуры, престижным и необходимым для самовыражения.

Примеров тому достаточно в текстах песен в передачах нашего радио.

Как можно исправить «испорченность» языка молодежи? Ведь именно в этом главная проблема. Возможно, стоит обратиться к такому литературному жанру как басня?

Итак, что же из себя представляет басня и почему именно она может помочь нам в этом вопросе.

Басня – это короткий рассказ в прозе или стихах, в котором в аллегорической форме дается нравоучительное и в тоже время сатирическое изображение жизни человека и общества в целом. Она отличается своей краткостью, и поскольку она носит именно нравоучительный характер, то это роднит ее с притчей. В начале или в конце произведения сформулирован вывод, основная поучительная часть, так называемая – мораль.

Героями басен являются ведь не только люди, но и животные, растения, в конце концов предметы, которые наделены теми или иными человеческими принципами и качествами. Не смотря на то, что повествование здесь ведется иносказательное, это не противоречит нравоучительному характеру. Басенная нравоучительность подчеркивается тем, что как вначале, так и в конце обычно формулируется мораль – поучение, именно ради которого басня и создавалась.

Первые басни были известны еще в глубокой древности. Считается, что одними самыми первыми древнегреческими баснописцами были Гесиод (конец 9-8 веков до нашей эры) и Стесихор (6 век до нашей эры). Древний мир еще тогда знал множество басен, ведь недаром уже в древней Греции проводилась классификация различных произведений этого жанра. Судя по всему, их сочиняли в различных местах Средиземноморья. Наиболее распространенные варианты – басни сибаритские (происходившие из города Сибариса), в которых действовали люди, и эзоповы басни, героями которых были животные.

Басни являются некими живыми бытовыми сценками; многие авторы басен стремились быть в своих работах чувствительными и ироничными, чтобы донести частички себя тем, кто читал их произведения, тем самым помочь людям увидеть себя, понять себя и сделать соответствующие выводы. Большинство басен, в том числе и басни Крылова, написаны ярким и метким народным языком, пленяют своей образностью и неожиданностью. Образы басен настолько популярны, что многие из них давно уже превратились в нарицательные понятия. Некоторые басни писались в связи с какими-либо политическими или общественными событиями. В основе басен лежит наблюдение за окружающими жизнью и бытом, а их идейность сводится к практической мудрости.

Поскольку басня имеет мораль, поскольку она всегда носит именно аллегорический, иносказательный характер, это поможет молодежи развить свою речь в положительную сторону. А как это? Видимо достаточно не только слушать и слышать, но также и прислушиваться к выводу басен, ведь они обязательно помогут найти главное слово, или даже выражение, которые украсят речь.