Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Нетрадиционные методы контроля знаний: урок-зачёт в рамках дисциплины «анализ письменного текста»

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Дегтярева Оксана Анатольевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №11 2018»  (ноябрь, 2018)
Количество просмотров статьи: 1263
Показать PDF версию Нетрадиционные методы контроля знаний: урок-зачёт в рамках дисциплины «анализ письменного текста»

Дегтярёва О.А.
Старший преподаватель
кафедры теории и практики английского языка
Факультет иностранных языков
Учреждение образования
«Гомельский государственный университет
имени Франциска Скорины»

Безусловно, контроль знаний является очень важной и неотъемлемой частью современного занятия в высшей школе, которая на практике позволяет удостовериться в уровне усвоения изучаемого материала. Существуют как традиционные методы контроля знаний (включая тестирование, устный или письменный опрос, диктант, зачет, самостоятельная работа, контрольная работа, практическая работа, лабораторная работа и т.д.), так и нетрадиционные (кроссворд, игра, викторина, проектная деятельность, презентации и т.д.).

Дисциплина «Анализ письменного текста» для студентов языковых специальностей имеет ряд специфических черт, включающих необходимость формирования у студентов навыков анализа и интерпретации художественного текста. В частности, перед преподавателем ставится задача не только научить студента оперировать литературоведческими категориями, но и познакомить с аутентичными художественными произведениями, которые помогут сформировать прочные знания в таких областях, как лингвострановедение и межкультурная коммуникация [1], соответственно и формы контроля того, на сколько студенты успешны в реализации речемыслительной и коммуникативной деятельности, могут быть весьма разнообразными. Здесь можно говорить и о традиционной устной либо письменной форме опроса произведенного студентами анализа художественного произведения; и о проведении промежуточных зачетных мероприятий для анализа овладения основными теоретическими понятиями и терминами (включая самостоятельные, контрольно-тестовые мероприятия). Существует возможность применения нетрадиционных методов контроля знаний (чаще всего это могут быть викторины, презентации, проектная деятельность).

В данной статье мы хотели бы остановиться на такой нетрадиционной форме контроля как занятие-зачёт, которое представляет собой симбиоз проектной деятельности, презентации и викторины.

Проектная методика является такой формой организации исследовательской деятельности, при которой студенты занимают активную субъективную позицию. А главным результатом работы над проектом является переход на более высокую ступень восприятия изученного материала: от приобретения новых знаний, навыков и умений к их творческому применению.

Поскольку работа над проектом выходит за рамки учебной деятельности на занятиях, предлагаем ее проводить в несколько этапов. На начальном этапе студентам предлагается на выбор ряд коротких рассказов различных авторов (мы рекомендуем выбирать работы тех авторов, с творчеством которых студенты могут впоследствии более подробно ознакомиться в рамках дисциплины «Зарубежная литература», таким образом, мы соблюдаем один из основных принципов обучения — преемственность). А так как речь идет о зачетном мероприятии, работу на своими проектами-презентациями студентам рекомендуется выполнять индивидуально.

На следующем этапе на одном из семинарских занятий, подводя итоги всему изученному теоретическому материалу, представляется целесообразным совместно со студентами выработать единую план-стратегию анализа художественного произведения, которая и ляжет в основу их презентации.

Также необходимо определить четкие временные рамки, в которые студенты должны предоставить свои работы. А поскольку речь идет о занятии-зачёте, мы предлагаем проводить данные мероприятия на последних занятиях по дисциплине. При условии успешного выполнения всех требований, предъявляемых к студенту в рамках курса, это даёт возможность выставления зачёта «автоматом» (что, безусловно, является одним из мотивирующих факторов). Немаловажно также четко определить время, которое отводится студенту на занятии для демонстрации своей презентации.

Далее следует этап самостоятельной исследовательской работы студентов, который заключается в непосредственном прочтении и осмыслении короткого рассказа; произведении его анализа в рамках ранее изученного и усвоенного теоретического материала; а также оформлении результатов в виде презентации. На данном этапе роль преподавателя заключается в оказании помощи при подготовке, консультировании и текущем контроле о ходе выполнения проекта.

Для того, чтобы зачетное занятие не превратилось «в игру одного актера», где остальная часть студентов будет выступать просто пассивными реципиентами, мы предлагаем каждому оратору еще на начальном этапе подготовить ряд вопросов по анализируемому произведению для викторины. Данная викторина ставит перед собой задачу активного вовлечения в работу всех студентов группы, а также побуждает их к активному восприятию представляемых презентаций.

На заключительном этапе преподаватель предлагает студентам опросные листы с названиями всех презентаций и перечнем критериев для оценки. Таким образом, оценка успешности работы над презентацией становится: во-первых, более объективной; во-вторых, каждому студенту предоставляется возможность повторно отрефлексировать на предмет усвоения теоретических основ.

Подводя итог вышеизложенному и в процессе апробации данного нетрадиционного метода контроля, мы пришли к выводу, что урок-зачёт является весьма удачной формой проведения зачётных мероприятий по дисциплине «Анализ письменного текста», поскольку способствует не только глубокому и осознанному восприятию художественного произведения; позволяет проверить знания и умения студентов в области интерпретации и лингвистического анализа; но и предполагает развитие навыков чтения и пересказа на иностранном языке, а также закрепление грамматического материала и расширение словарного запаса обучаемых [2].

Литература

  1. http://journalpro.ru/articles/osobennosti-metodiki-prepodavaniya-distsipliny-analiz-pismennogo-teksta-dlya-studentov-vuza-yazykovy/
  2. Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Анализ письменного текста», Учреждение образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины», факультет иностранных языков. http://docs.gsu.by/DocLib4/Forms/AllItems.aspx