Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Багдасарян Аксана Владимировна
студентка 3 курса магистратуры
ФГБОУ «Армавирского государственного
педагогического университета»
заочной формы обучения, факультет технологии,
экономики и дизайна
Как известно, жизнь современного человека и общества стала более изменчивой и информационно насыщенной, чем в предыдущие десятилетия. Все это не может не отражаться в образовании. Как отмечает З.Ш. Каримов, в отличие от традиционных — поддерживающих методов обучения, наделяющих фиксированным набором знаний и методов для решения известных и повторяющихся задач, современное образование имеет дело с динамично меняющейся системой знаний и представлений об окружающем мире.[2, с. 64]. В связи с этим вполне закономерной представляется тенденция включения элементов исследовательской деятельности в образование на всех его этапах.
Овладение опытом исследовательской деятельности для современного специалиста означает развитие «...способностей, позволяющих легко приспособиться к окружающей среде, воспользоваться её выгодами и преимуществами и устроить себе комфортную и обеспеченную жизнь» [1, с. 5].
Не случайно, научно-исследовательские компетенции, которые лежат в основе познания окружающего мира, исследования его объектов, явлений и процессов, являются, согласно ФГОС, общими компетенциями, которые считаются особенно актуальными при множественном выборе, динамике перемен, при многочисленных проблемах, которые присущи современной действительности [1, с 6]. Они рассматриваются в качестве важнейших способностей человека самостоятельно познавать, разрешать проблемы, оптимально выбирать стратегии поведения и деятельности.
Основные принципы организации научно-исследовательской деятельности студентов, чтобы сформировать готовность к профессиональной мобильности, — это:
— развивать потребность в творческой самореализации в рамках профессиональной деятельности;
— закреплять теоретические знания;
— формировать умение обрабатывать информацию;
— формировать основы научно-исследовательской деятельности как составляющей общих компетенций;
— развивать коммуникативную и корпоративную компетенцию в ходе совместной научной деятельности.
При различных подходах формирования интереса к научно-исследовательской деятельности, [3, с. 100] можно выделить инвариантную основу, в состав которой входят следующие умения:
— формулировать проблему исследования;
— ставить цели и задачи исследования;
— определять объект и предмет исследования;
— выдвигать гипотезу исследования и предлагать пути её проверки, отличать гипотезы от научных теорий;
— выбирать и использовать методы исследования;
— работать с информацией (находить информацию и критически ее оценивать; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную информацию; различать в информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории, аргументы и выводы);
— выполнять наблюдения, измерения, описания, эксперименты, анализировать явления;
— делать выводы на основе экспериментальных данных;
— дискутировать и отстаивать свою точку зрения;
Таким образом, основные принципы организации научно-исследовательской деятельности студентов, чтобы сформировать готовность к профессиональной мобильности, — это:
— развивать потребность в творческой самореализации в рамках профессиональной деятельности;
— закреплять теоретические знания;
— формировать умение обрабатывать информацию;
— формировать основы научно-исследовательской деятельности как составляющей общих компетенций;
— развивать коммуникативную и корпоративную компетенцию в ходе совместной научной деятельности.
Для успешного формирования научно-исследовательских компетенций необходимо:
— привлечение студентов к активной научной работе на ранних этапах обучения;
— участие студентов первых курсов в работе научных семинаров, научных конференций преподавателей, что способствует погружению в научно-исследовательскую деятельность с первых дней обучения;
— предоставление возможности студентам осуществления научных исследований не только по профилю выбранной специальности, но и по другим профессиональным областям.
Навыки, полученные в ходе освоения подобных курсов, служат основой дальнейшей учебно-профессиональной деятельности студента, что крайне важно при формировании готовности к профессиональной мобильности.
Список использованной литературы: