Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Мотивация подростков к познавательной деятельности в образовательном процессе школы

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Оспанова Жулдыз Ескендировна
Рубрика: Психологические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №11 2015»  (ноябрь 2015)
Количество просмотров статьи: 6940
Показать PDF версию Мотивация подростков к познавательной деятельности в образовательном процессе школы
МОТИВАЦИЯ  ПОДРОСТКОВ К ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ Ж. Е. Оспанова Омский государственный педагогический университет, г. Омск. В данной статье рассматриваются особенности развития мотивации подростков к познавательной деятельности в образовательном процессе школы.

В настоящее время современная система образования сталкивается с нежеланием детей учиться, неумением самостоятельно получать знания, познавательной пассивностью учащихся. Активизация познавательной деятельности подростка без развития мотивации на познание не только трудна, но практически и невозможна.

Путь к эффективному обучению лежит через понимание его мотивации. Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления им. Для этого нужно знать, как возникают или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами, мотивы могут быть приведены в действие, как осуществляется мотивирование людей. Решающим фактором эффективности обучения является их мотивация.

Мотивация – это вся совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения [1, с. 46-58].

Познавательная деятельность – это активное изучение человеком окружающей действительности, в процессе которого индивид приобретает знания, познаёт законы существования окружающего мира и учится не только взаимодействовать с ним, но и целенаправленно воздействовать на него.

Ряд исследователей в составе учебной мотивации выделяют познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом её выполнения, а так же социальные мотивы, связанные с различными социальными отношениями учащегося к другим людям (Л.И. Божович, А.К. Маркова, А.Б. Орлов, П.М. Якобсон)

Классифицировать мотивы, действующие в системе обучения, можно по различным критериям. По видам выделяются социальные и познавательные мотивы. По уровням эти мотивы подразделяются на:

– широкие социальные мотивы (долг, ответственность, понимание социальной значимости учения). Прежде всего, это стремление личности через учение утвердиться в обществе, утвердить свой социальный статус;

– узкие социальные (или позиционные) мотивы (стремление занять определенную должность в будущем, получить признание окружающих, получать достойное вознаграждение за свой труд);

– мотивы социального сотрудничества (ориентация на различные способы взаимодействия с окружающими, утверждение своей роли и позиции в классе);

– широкие познавательные мотивы. Проявляются как ориентация на эрудицию, реализуются как удовлетворение от самого процесса учения и его результатов. Познавательная деятельность человека является ведущей сферой его жизнедеятельности;

– учебно-познавательные мотивы (ориентация на способы добывания знаний, усвоение конкретных учебных предметов).

Воздействие на мотивационную сферу подростков (развитие у них стремления улучшать свои результаты, превзойти достигнутый уровень) является одним из наиболее эффективных методических приёмов развития мотивации к учебной деятельности. Подростки с высоким уровнем мотивации стремятся к преодолению трудностей и добиваются больших результатов. В подростковом возрасте наиболее сильно проявляется желание обсудить что-либо со сверстниками. Включение в урок обсуждения, например, результатов работы, распределение совместных действий по функциям могут заинтересовать подростка.

Познавательная деятельность носит поисковый характер. Под ее влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом познавательная деятельность подростка совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательная деятельность положительно влияет на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность [3, с. 24-26].

Итак, необходимое условие для развития мотивации к познавательной деятельности у подростка - возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче вызвать интерес к учению.

Список использованных источников:

1. Коджаспирова, Г. М., Коджаспиров, А. Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - С.46-58.

2. Божович, Л.И. Избранные психологические труды / Л.И. Божович - М., 1995.-С.57-69.

3. Морозова, Н. Г. Учителю о познавательном интересе / Н. Г. Морозова // Психология и педагогика. – 1979. - № 2. - С.24-46.