Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
На сегодняшний день в России имеются серьезные проблемы в основных сферах жизнедеятельности детей, вызывающие озабоченность как государственных органов, так и широкой общественности. В первую очередь это проблемы социального неблагополучия и социальной дезадаптации детей и подростков.
Нестабильные экономические отношения, быстрое реформирование общества привели к резкому материальному расслоению и росту малообеспеченных семей, крушению идеалов и взглядов, которые долгие годы составляли духовно-нравственную основу нашего общества, снижению престижа общеобразовательного учреждения, разрушению материально-технической базы бесплатных культурно-воспитательных учреждений, предназначенных для развития творческих способностей подрастающего поколения, понижению качества семейного и школьного воспитания, отклонениям в развитии детей и подростков [2, с.56].
Среди многих неблагоприятных факторов, которые характеризуют нынешнее положение семей групп риска, дающих наибольшее число безнадзорных детей, следует отметить социально-демографические, психологические и криминальные. Именно они способствуют возникновению социальных отклонений в поведении детей и подростков, росту их дезадаптации. Экономическая ситуация, материальная и социальная поляризация в России, по-прежнему, обостряет проблемы многих современных семей [3, с.46].
Исходя из этого, в последние годы, семья все активнее становится приоритетной сферой социальной политики государства. Наметился комплексный, междисциплинарный подход к исследованию проблем российской семьи, ее социально-экономических, демографических, социально-правовых, психологических и иных проблем.
Социальная политика государства предполагает существенное сокращение масштабов семейного и детского неблагополучия, профилактику социального сиротства, обеспечение приоритета семейных форм жизнеустройства детей-сирот, расширение правовых, материальных и социальных гарантий полноценного развития и воспитания.
Происходит нацеливание на широкое внедрение эффективных технологий социальной работы, предполагающей опору на собственную активность людей, предоставление им возможности участвовать в решении своих проблем наряду со специалистами, поиск нестандартных экономических решений [2, с 46].
На сегодняшний день на учете в городе состоит более 200 неблагополучных семей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Ежегодно в нашем учреждении проходит курс реабилитации более 300 детей и подростков, причем речь идет не только об асоциальных семьях, но и о семьях, попавших в трудную жизненную ситуацию, или тех, в которых под внешним благополучием скрывается отрицательный психологический климат и тяжелая эмоциональная атмосфера.
Исходя из возложенных задач, в нашем учреждении на протяжении многих лет разрабатываются и внедряются формы работы с семьями и несовершеннолетними. Для принятия дополнительных мер в решении проблем социального неблагополучия в нашем городе, время мы пришли к технологии системно-модульной работы социального взаимодействия в работе с неблагополучными семьями. Модульная технология социального взаимодействия предполагает взаимодействие специалистов учреждения и семьи в ходе реализации модулей различной направленности. Основная цель данной технологии - развитие внутренних ресурсов семьи, удовлетворение потребностей ребенка в семье с опорой на собственную активность родителей, предоставление им возможности участвовать в решении своих проблем наряду со специалистами, обеспечение доступности социальных услуг и оказания комплексной адресной помощи семьям с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. Всего предполагается реализация 4 основных модулей.
Каждый модуль представляет собой организационно-деятельностную единицу с определенным алгоритмом действий и планированием работы (программа). Система модулей представляет собой программное обеспечение учреждения, связанное между собой целями и задачами.
1 модуль – «Домашнее визитирование» - направлен на осуществление домашнего визитирования по выведению семей из состояния неблагополучия, восстановление социального статуса; интеграции семьи в общество с ориентацией на здоровый образ жизни, формирование максимально комфортных условий для детей и подростков. В процессе работы с семьей реабилитационная динамика должна приобрести устойчивый характер, так как переломить негативные тенденции не всегда удается с первого раза, возможны срывы, рецидивы. Поскольку прежние способы поведения стали привычными, от них нелегко бывает уйти. Именно по этой причине реабилитационную работу с семьей следует вести комплексно и постоянно. Данный модуль позволит отслеживать результаты социальной реабилитации семей и своевременно намечать пути вывода ее из кризиса.
2 модуль – «Мобильная бригада» - направлен на обеспечение доступности социальных услуг и оказания комплексной адресной помощи семьям с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. Данный модуль предполагает обеспечение профилактики семейного неблагополучия, основанной на раннем выявлении, индивидуализированной адекватной помощи семье, находящейся в кризисной жизненной ситуации, оказываемой на межведомственной основе, осуществление социального сопровождения семей по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, социально-правовой защиты, направленное на их психологическую и педагогическую поддержку, активизацию усилий в решении существующих проблем. Данный модуль предполагает систему межведомственного взаимодействия структур, занимающимися проблемами профилактики семейного неблагополучия.
3 модуль – «Клуб «Семейный очаг» - данный модуль реализуется на базе отделения дневного пребывания и направлен на повышение психолого-педагогической культуры родителей, путем приобретения ими психологических и педагогических знаний и умений; предоставление возможности общения и обмена опытом в решении проблем; создание и поддержание условий для сохранения целостности семьи и полноценного развития детей в семье, гармонизации семейных отношений. Заседания клуба способствуют оказанию психолого-педагогической помощи родителям, пропаганде положительного опыта семейного воспитания, повышению педагогической культуры родителей в области воспитания детей и обучению продуктивным способам разрешения семейных конфликтов.
4 модуль - «Проект «Надежда» - направлен на снижение уровня алкоголизации и наркотизации родителей, возрождение семейных отношений посредством возрождения духовно-нравственных ценностей, приобщение детей и родителей к истокам православной культуры, отечественным духовно-нравственным и культурно-историческим ценностям, избавление от агрессии, негативной активности родителей и детей. Данный модуль предполагает консолидацию сил Православной Церкви и учреждения и проведение совместной работы на основании Соглашения о сотрудничестве.
Работа модулей осуществляется на основании внешнего и внутреннего взаимодействие. Внешнее предполагает взаимодействие с учреждениями города, занимающимися проблемами семьи и детства, а также отдыха и оздоровления детей. Внутреннее - предполагает взаимодействие специалистов центра при осуществлении комплексной работы с семьями и детьми. Основной формой такого взаимодействия является медико-психолого-педагогический консилиум. Консилиум создается с целью анализа и обобщения разносторонней информации о семьях и детях, определения основных задач и методов работы и объединения усилий специалистов по проведению успешной социально-реабилитационной деятельности.
Необходимо отметить, что неоспоримое достоинство данной технологии в том, что она не требует дополнительных кадровых, финансовых и материальных средств. Напротив, позволяет в коллективе ввести в действие все внутренние и внешние резервы и ресурсы.
Принципиальной отличительной особенностью данной технологии от других социальных технологий является ее универсальность, адаптивность к различным условиям, экономичность, гарантия эффективности благодаря наличию внутреннего механизма самоорганизации субъектов.
Список литературы:
1. Антонов, А.И. Семья, рыночная экономика, государство: кризис социальной политики//Вестник Московского университета. Сер 18. Социология и политология.1999. № 3. с. 87-103;
2. Бородулина, С.Ю. Коррекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников. Серия «Учебники, учебные пособия»/ С.Ю. Бородулина.- Р.на/Дон у: Феникс, 2004.-352с.
3. Хижаева, Т. М. Теоретические основы и методика организации социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: Учеб.пособие / Т. М. Хижаева. – Иркутск : Изд-во Иркут.гос. ун-та, 2010. – 161 с.
4. Холостова, Е.И. Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие / Е.И. Холостова. – Владивосток, 2002.- 211 с.