Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Бородиенко В.В.
магистрант 2 курса
Ростовский институт (филиал)
Всероссийского государственного университета юстиции
(РПА Минюста России)
E-mail: apolski@mail.ru
В статье рассматриваются международно-правовые принципы защиты прав и свобод человека.
Ключевые слова: Европейский суд по правам человека, принципы, право.
Как известно, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Основные источники международно-правовых принципов защиты прав и свобод человека: Устав ООН (1945 г.), Женевские конвенции (1949 г.), Всеобщая декларация прав и свобод человека (1948 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1988 г.), Европейская Конвенция о защите прав человека.
Одним из важнейших международно-правовых принципов защиты прав человека следует отнести обязанность инкорпорации в российскую правовую систему принципов ратифицированных конвенций и иных международных документов. Важное значение имеет и прямое указание в национальных законах приоритета норм международных законов, признания решений международных судов, в том числе Европейского Суда по правам человека (далее — ЕСПЧ). Согласно третьему принципу, первичная ответственность за защиту прав и свобод лежит на национальных судебных органах.
Принцип возможности защиты нарушенных на национальном уровне прав и свобод граждан в международных судебных инстанциях нашел свое отражение в 46 статье Конституции РФ. А принцип обязательности решения международных судебных инстанций (например, ЕСПЧ) по делу для страны-ответчика прямо закреплен в п.1 статьи 46 Европейской конвенции о правах человека.
Важно также соблюдать принцип необходимости достижения баланса между публичными и частными интересами в области защиты прав человека и гражданина, как у законодателя, так и у правоприменителя [1]. Указанный принцип закреплен не только в современном международном законодательстве, но и нашел отражение в правоприменительной практике нашей страны. Конституционный Суд Российской Федерации в своих постановлениях периодически указывал, что конституционные ценности «могут вступать между собой в известное противоречие», по этой причине государственным органам во время защиты прав и свобод человека и гражданина необходимо руководствоваться принципами «соразмерности», «разумной достаточности», «баланса публичных и частных интересов».
Таким образом, применяя методы, использующиеся в юридической науке [2,3,4,5,6,7,8], можно прийти к выводу об универсальности рассмотренных нами принципов, тем более, что это подтверждается как отечественной практикой, так и международным правоприменительным опытом.
Литература: