Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ЭТАПЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Пожидаева Арина Владимировна, Арина Владимировна Пожидаева, Людмила Николаевна Гордеева
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №10 2024»  (октябрь, 2024)
Количество просмотров статьи: 64
Показать PDF версию МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ЭТАПЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Пожидаева Арина Владимировна
магистрант
АлтГПУ
E-mail: gfd_lk6@mail.ru

Гордеева Людмила Николаевна,
заведующий муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения «Детский сад №56»
Россия, г. Барнаул

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена профессиональному развитию педагогов дошкольной образовательной организации средствами педагогических технологий; дается анализ понятия «педагогическая технология»; перечислены актуальные педагогические технологии; представлено содержание методического сопровождения педагогов средствами педагогических технологий.

Изменения в современной системе образования, связанные с ведением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) [5] предполагают наличие у педагогов дошкольной образовательной организации (далее — ДОО) высокого уровня профессиональной компетентности, ориентированности на личностный подход к участникам образовательного процесса, мотивированности на саморазвитие, достижения высокого качества в своей профессиональной деятельности.

Эти позиции определяют необходимость подготовленности педагогов к реализации поставленных целей, и в соответствии с этим переориентации их с дисциплинарной на личностно-ориентированную модель взаимодействия с воспитанниками, родителями (законными представителями).

С введением ФГОС ДО, Профессионального стандарта «Педагог», Федеральной образовательной программы дошкольного образования приоритетным направлением в деятельности ДОО стало выявление актуальных проблем при определении процесса саморазвития в профессиональной деятельности педагогов дошкольного образования.

К. Ю. Белая отмечает, что «достижение обозначенных целей во многом зависит от заинтересованной позиции руководителей ДОО, создания условий, которые позволяют педагогам экспериментировать в своей педагогической деятельности и становятся источником мотивации к профессионально-личностному развитию, формированию творческого потенциала воспитателей и специалистов ДОО, что приводит к постепенному введению качественных изменений в образовательный процесс» [1; 2].

Значимые аспекты организации методического сопровождения профессиональной деятельности педагогов с целью развития их профессионализма, повышения педагогической компетентности обоснованы А. А. Тихомировым, который утверждает, что «личностные установки в деятельности педагога составляют основу педагогической позиции и определяют ориентиры и перспективы профессионального развития педагогов, в том числе при использовании в методической работе ДОО современных педагогических технологий» [7].

Анализ различных определений и описаний сущности педагогических технологий позволяет уточнить: «педагогическая технология — это целостный научно-обоснованный проект определенной педагогической системы от ее теоретического замысла до реализации в образовательной практике, отражающий процессуальную сторону обучения и воспитания и охватывающий их цели, содержание, формы, методы, средства, результаты и условия организации» [4; 6].

В этой связи педагогические технологии рассматриваются как один из видов человеческих технологий и базируются на теориях психодидактики, социальной психологии, возрастной психологи и коммуникативного управления и менеджмента.

Г. К. Селевко и О. Ю. Соловьева отмечают, что любая педагогическая технология охватывает определенную область педагогической деятельности. Эта область деятельности, с одной стороны, включает в себя ряд составляющих ее деятельностей (и соответствующих технологий), с другой стороны, сама может быть включена как составная часть в деятельность (технологию) более широкого (высокого) уровня. Они выделяют четыре соподчиненных класса образовательных технологий (адекватных уровням организационных структур деятельности людей и организация) [3].

Т. И. Шамова выделяет следующие существенные характеристики педагогической технологии:

— технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе которого лежит определенная методологическая, философская позиция;

— технология разрабатывается согласно целевым установкам, имеющим форму конкретно ожидаемого результата, выстраивается технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций;

— функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность педагога и воспитанников на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, в которой должна присутствовать оптимальная реализация человеческих и технических возможностей;

— планирование должно быть поэтапным, и последовательное воплощение элементов педагогической технологии должно быть воспроизводимо любым педагогом, кроме того, должна присутствовать гарантия достижения планируемых результатов (например, государственного стандарта) всеми детьми;

— органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения деятельности детей [8].

«Функция педагогических технологий прослеживается и в их влиянии на личность педагога. Осваивая и интегрируя современные личностно-ориентированные педагогические технологии, педагог достигает необходимого уровня технологической культуры, а вместе с тем повышает уровень своей профессионально-педагогической культуры в целом» — отмечают авторы учебно-методического пособия «Современные педагогические технологии в ДОО» — Ю. В. Атемаскина, Л. Г. Богославец [1].

Эти же авторы достаточно подробно рассматривают и анализируют современные технологии самовоспитания и саморазвития в условиях деятельности ДОО, которые являются высшими формами профессионального саморазвития, при этом авторы отмечают, что «необходима сознательная работа педагога по совершенствованию своей личности как профессионала: адаптирование своих индивидуальных, но неповторимых особенностей к требованиям педагогической деятельности, постоянное повышение профессиональной компетентности и непрерывное совершенствование личности» [1].

Анализ практики показывает, что реализация современных педагогических технологий, направленных на совершенствование профессионально-педагогических умений, роста профессиональной компетентности педагогов не может в полной мере произойти спонтанно, для этого требуется обоснование научно-методологического сопровождения профессиональной деятельности педагогов.

Новые подходы к использованию современных педагогических технологий в совершенствовании профессионального развития педагогов ДОО взаимосвязаны с ломкой профессиональных стереотипов и дидактических устоев в деятельности руководителей и педагогов ДОО, с формированием у них иного типа педагогического мышления, мотивационной готовности и профессиональному росту, развития умений рефлексировать в профессии и проектировать адекватные задачи возможности развития и образования воспитанников, выработку стратегии развития собственной личности, собственной педагогической деятельности.

Содержание методического сопровождения профессионального развития педагогов посредством использования педагогических технологий в ДОО включает следующие позиции:

— индивидуализацию форм и методов методической работы в зависимости от уровня профессионального мастерства педагогов;

— создание системы непрерывного образования и самообразования педагогов;

— использование активных методов обучения (мастер-классы, игровые и здоровьесберегающие технологии, педагогические проекты, ИК-технологии);

— самореализационные формы повышение профессиональной компетенции (творческие конкурсы, публикации опыта работы в СМИ, создание банка методических идей);

— обобщение и трансляция передового педагогического опыта;

— использование педагогами авторских технологий в вариативной части образовательной программы ДОО.

Именно целенаправленное методическое сопровождение профессионального развития педагогов ДОО, введение здоровьесберегающих, игровых, информационно-коммуникативных, технологий личностно-ориентированного взаимодействия, технологии проектной деятельности — важное условие повы­шения качества образовательного процесса. Пройдя через все формы методической работы, организованные в определенной системе, педагоги не только повышают свой профессиональный уровень, — для них становится потребностью саморазвития — узнать что-то но­вое, научиться делать то, что они еще не умеют в процессе профессиональной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Атемаскина Ю. В. Современные педагогические технологии в ДОУ : учебно-методическое пособие / Ю. В. Атемаскина, Л. Г. Богославец. — Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2012. — 112 с.

2. Белая К. Ю. Стажировочные площадки как форма трансляции передовых идей в практику дошкольного образования / К. Ю. Белая // Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2013. — № 3. — С. 14–20.

3. Горбунова Л. Н. Исследовательски ориентированное повышение квалификации педагогических кадров как ресурс развития образования: вопросы теории и практики : монография / Л. Н. Горбунова ; Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. — Москва : АПКиППРО, 2008. — 306 с.

4. Забаленная Ю. А. Профессиональная самореализация педагога ДОО с использованием персонального сайта / Ю. А. Забаленная, Н. Ю. Румянцева // Вопросы педагогики. — 2020. — № 6–2. — С. 102–106.

5. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования : Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 (с изменениями и дополнениями) // ГАРАНТ.РУ : [сайт]. — URL: https://base.garant.ru/70512244/ (дата обращения: 16.10.2024)

6. Слепцова И. Ф. Ресурсы поддержки профессионализации педагогов ДОО / И. Ф. Слепцова, О. Ф. Валькова // Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2018. — № 9. — С. 18–26.

7. Тимофеева Л. Л. Дошкольное образование в предшкольный период : семинар-практикум / Л. Л. Тимофеева. — Москва : Педагогическое общество России, 2013. — 95 с.

8. Шамова Т. И. Управление образовательными системами: учебное пособие для студентов вузов / Т. И. Шамова, П. И. Третьяков, Н. П. Капустин; [ред. Т. И. Шамовой]. — Москва: Владос, 2001. — 319 с.