Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Место и роль межпоколенческих отношений в системе традиционной культуры

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Вахабова Селима Асламбековна
Рубрика: Социологические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №12 2016»  (декабрь)
Количество просмотров статьи: 3886
Показать PDF версию Место и роль межпоколенческих отношений в системе традиционной культуры

Вахабова Селима Асламбековна,
старший преподаватель
кафедры теории и истории социальной работы
ФГБОУ ВО "Чеченский государственный университет"
E-mail: bela_007@bk.ru

Межпоколенческие отношения — важнейшая часть культуры как традиционного, так и современного обществ. В системе культуры любого общества они занимают особое место, изучение которых представляет собой актуальную исследовательскую задачу. Безусловно, сегодня актуален вопрос изучения природы межпоколенческих отношений в системе традиционной культуры любого этноса, в том числе чеченцев, что обусловлено не только историей, но и современными социокультурными тенденциями в обществе в целом. В традиционной культуре этносов межпоколенческие отношения, в том числе и противоречия, имеют как собственную специфику функционирования, также способы разрешения, основывающиеся на обычаях и традициях данного этноса. Вопросы межличностно-поколенческого взаимодействия в системе культуры требуют философско-культурологического осмысления. Современные процессы трансформаций духовных и культурных ценностей, формируют новый тип межпоколенческих отношений и, как следствие, их соответствующие противоречия.[1]

Не меньший научный интерес представляет выявление места межпоколенческого конфликта в традиционных культурах, в которых доминируют специфические этноконфессиональные ценности и сильны основополагающие патриархально-консервативные начала. Осмысление социокультурной характеристики межпоколенческих отношений, в том числе конфликта — исследовательская задача, требующая своего разрешения. Для Северо-Кавказского региона ныне актуализировался вопрос о межпоколенческих конфликтах, базирующихся на религиозной платформе, где столкнулись традиционные и современные тенденции общественного развития.[2]

Современное общество сосредоточило огромный потенциал межпоколенческой напряженности, противоречий, конфликтов. Поиск путей выхода из межпоколенческого кризиса сегодня представляется актуальным для полноценного функционирования и взаимодействия различных народов и культур. Поиск путей выхода из межпоколенческого кризиса — актуальная задача полноценного функционирования и взаимодействия различных народов и культур. Все это требует специального философско-культурологического осмысления.

Классическое понимание конфликта сведено к системе противоречий, проявляющейся в противостоянии различных сторон друг другу. Нами установлено, что межпоколенческие отношения характеризуются наличием общей социокультурной платформы, на которой строится система передачи жизненного опыта старшим поколением младшему. В традиционных или смешанных культурах межпоколенческие отношения немыслимы без учета строгой возрастной иерархии, придающей им системный характер. Межпоколенческий конфликт основан на отсутствии общей приемлемости жизненных ценностей обеих возрастных групп, в процессе чего нарушается передача жизненного опыта, который формирует основные социокультурные установки бытия личности.[3]

В системе традиционной культуры важное место занимают межпоколенческие отношения, которые коренятся в особенностях системы этнических обычаев и традиций, являющихся ядром социокультурной реальности. Пожилой человек — это не столько возрастная и биологическая, сколько социокультурная категория, выражающая качественное состояние жизненного опыта личности. Представители старшего поколения являются носителями доминирующей формы культуры, поэтому на них более всего отражается резкая перемена системы культурных ценностей и модернизационные изменения. Отношения представителей разных поколений формируют различные формы конфликтов и модели их разрешения.[4] Во-первых, устанавливается система передачи жизненного опыта, представляющая собой ценностно­ориентированную модель, которая формирует традиционный тип мировоззрения в системе культуры. Во-вторых, передача жизненного опыта представителями старшего поколения происходит в рамках культурной преемственности, что может порождать кризис взаимодействия в системе межпоколенческих отношений.

Стабильные большие группы, существовавшие на ранних этапах развития человечества, в традиционных культурах и в некоторых современных обществах, выполняли и выполняют ценностно — ориентационную и защитную функции. Так, получаемая от них информация не только однородна и упорядочена, но и требует однозначного, безукоризненно точного выполнения множества обрядов, сопровождающий каждый шаг жизни человека от рождения до смерти и всю его хозяйственную деятельность. В современных условиях культурной модернизации и техногенного развития происходит трансформация человеческого сознания, характерная заменой

традиционных идеалов человеческой культуры. В этой связи можно констатировать, что отношение к окружающей социокультурной действительности, тем более к представителям старшего поколения, должно быть основано на нравственных принципах, на системе общечеловеческих ценностей, формирующих характер смешанных, традиционно-модернизированных культур.

В традиционной культуре чеченцев существуют различные способы разрешения межпоколенческих конфликтов, которые базируются на понимании конфликта как противостоянии сторон, осознающих различие своих интересов. Важное место отводится системе обычного права — адатов, которая сформировала условия, при которых возможно успешное разрешение сложных противоречий и конфликтов. Толерантность как элемент системы традиционной культуры чеченцев имеет большую культурно-историческую основу, которая выражается в сложившейся модели этнических обычаев и традиций, выступающих как правила и общепринятые нормы поведения во всех сферах жизнедеятельности.[5]

В более четких смысловых рамках, толерантность можно понимать как целостную систему, которая основывается на общественном понимании, как роли целого этноса, так и отдельного его представителя. Толерантность как особое явление в общей культуре человечества занимает одно из ведущих мест и в духовной пространстве традиционного чеченского общества. В традиционной культуре чеченцев толерантность выражается в понятиях собар, собаре хилар, т.е. терпение, сдержанность, терпеливость. Выражению толерантности в традиционной культуре чеченцев способствует ислам, согласно которому толерантность определяет целостность личности мусульманина, гармонию внутреннего мира с окружающей социальной действительностью.

Литература:

  1. Ярычев Н.У. Становление и развитие инновационных механизмов в образовательном пространстве чеченской республики в условиях постконфликтного периода //Молодой ученый. 2009. № 4. С. 290-292.
  2. Ярычев Н.У. Межпоколенческое взаимодействие как социальный процесс //Фундаментальные исследования. 2015. № 2-4. С. 884-890.
  3. Ярычев Н.У. Межпоколенческие отношения и конфликты в традиционной культуре чеченцев: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук / Белгородский государственный университет. Белгород, 2007.
  4. Ярычев Н.У. Стереотип пожилого человека как элемент влияния на взаимодействие поколений //Нана. 2006. № 7. С. 18-22.
  5. Ярычев Н.У. Становление и развитие инновационных механизмов в образовательном пространстве чеченской республики в условиях постконфликтного периода //Молодой ученый. 2009. № 4. С. 290-292.