Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Соколова Наталья Николаевна
преподаватель по классу фортепиано
МБУ ДО «ДМШ»
пос. Свободный Свердловской области
E-mail: urist-sokolova@mail.ru
Многообразие и сложность задач формирования нового человека делают проблемы педагогического мастерства и творчества особенно актуальными для современной теории и практики воспитания.
Мастерство проявляется в деятельности. Именно такое понимание мастерства и принято в педагогике. Оно определяется как «высший уровень педагогической деятельности..., проявляющийся в том, что в отведенное время педагог достигает оптимальных результатов» [2, с. 20], или же как «высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения» [3, с. 739], или как «синтез научных знаний, умений и навыков методического искусства и личных качеств учителя» [5, с. 30].
Педагогическое мастерство, выражая высокий уровень развития педагогической деятельности, владения педагогической технологией, в то же время выражает и личность педагога в целом, его опыт, гражданскую и профессиональную позицию. Мастерство учителя — это синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса.
Опираясь на исследования Кузьминой Н.В., Гоноболина Ф.Н., Крутецкого В.Н. и
других, можно выделить следующие шесть ведущих способностей личности к
педагогической деятельности:
1) коммуникативность, включающая расположенность к людям, доброжелательность, общительность;
2) перцептивные способности — профессиональная зоркость, педагогическая интуиция;
3) динамизм личности — способность к волевому воздействию и логическому убеждению;
4) эмоциональная устойчивость — способность владеть собой;
5) оптимистическое прогнозирование — опора на положительное в становлении личности каждого человека;
6) креативность — способность к творчеству.
В настоящее время утверждение о том, что педагогическая деятельность является по своей природе творческой, стало общепринятым. Творчество — это деятельность, порождающая нечто новое на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов [4, с. 670].
Творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности. Конечно, творчески работающий педагог, а тем более педагог-новатор, создает свою педагогическую технологию, но она является лишь средством для получения наилучшего в данных условиях результата.
Творческий потенциал педагога формируется на основе двух компонентов: педагогического профессионального и социального опыта.
Педагогу приходится часто решать множество типовых и нестандартных педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Решая эти задачи, педагог, как и любой исследователь, строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристического поиска: анализирует педагогическую ситуацию; проектирует результат в соответствии с исходными данными; анализирует имеющиеся средства, необходимые для проверки предположения и достижения искомого результата; оценивает полученные данные; формулирует новые задачи.
Следовательно, творческая педагогическая деятельность складывается из следующих этапов: возникновение замысла, его проработка и преобразование в идею — гипотезу, поиск способа воплощения замысла и идеи.
Творческую индивидуальность учителя характеризует прежде всего потребность в самореализации, то есть стремление к возможно более полной реализации своих сил в профессиональной деятельности.
Важнейшее место в развитии творческой индивидуальности педагога занимает саморазвитие. Педагог как «автор» саморазвития должен обладать следующими качествами: способностью самостоятельно формулировать задачи по саморазвитию и вырабатывать стратегию и тактику их достижения; самостоятельно добывать профессиональную информацию и оперировать ею в связи с решением теоретических и практических задач; искать новые средства решения образовательных задач; получать новые знания в общении с коллегами.
Утверждение К.Д. Ушинского о том, что педагог живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Сама жизнь поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования. А. Дистервег писал, имея в виду учителя: «Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием» [1, с. 74].
Педагогический идеал — это представление педагога о том, каким он должен быть в соответствии с той педагогической целью, которую он ставит перед собой. Так, если учитель ориентирован на ребенка и его интересы, то его личностные характеристики и методы деятельности будут иные, нежели при ориентации на учебный предмет. Педагогический идеал — это сплав социального заказа общества и педагогического кредо самого педагога. Он проявляется в осознании им своей миссии, в видении себя в педагогическом процессе.
Идеал педагога конкретизируется в системе задач, которые ему приходится решать повседневно. Именно это придает работе учителя неповторимый и одновременно творческий характер. В процессе превращения педагогического идеала в реальную деятельность и происходит то, что именуется педагогическим творчеством.
Педагог — не только профессия, суть которой передавать знания, но и высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. В этой связи можно выделить совокупность социально и профессионально обусловленных качеств педагога: высокая гражданская ответственность и социальная активность; любовь к детям; подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими; высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений; потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему; физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.
Имея в виду одно значение слова «учитель» — передающий знания, мы порой неосознанно упускаем или недооцениваем второе его значение — наставник, то есть наставляющий, как жить, а именно это второе значение — главное. Оно и в первую очередь оно определяет гражданское назначение учителя, его человеческое предназначение в этом мире. Именно это имел в виду А.С. Пушкин, посвящая своему любимому лицейскому учителю А.П. Куницыну волнующие строки:
«...Он создал нас, он воспитал наш пламень,
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада возжена...»
Библиографический список