Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Мастер-класс на тему: «Организация учебно-исследовательской деятельности на уроках обществознания как способ формирования ключевых компетентностей учащихся»

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Диденко Светлана Николаевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №6 2016»  (июнь)
Количество просмотров статьи: 2711
Показать PDF версию Мастер-класс на тему: «Организация учебно-исследовательской деятельности на уроках обществознания как способ формирования ключевых компетентностей учащихся»

Диденко Светлана Николаевна,
учитель истории и обществознания
МОУ «Майская гимназия Белгородского района
Белгородской области», п. Майский
E-mail: didenko_s72@mail.ru 

Принятие новых образовательных стандартов и начало их внедрения в основной школе заставляет пересмотреть сложившиеся стереотипы педагогической деятельности и по-новому выстраивать школьное образовательное пространство.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения демократического гражданского общества на основе диалога культур. Кроме того, актуальной является ориентация на результаты, обеспечение преемственности всех уровней образования.

Таким образом, речь идёт  о разнообразии организационных форм и учёте индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов школьников.

Роль учебных предметов «История» и «Обществознание» в подготовке учащихся к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько они помогают им ответить на главные вопросы миропонимания и мировоззрения. Поэтому важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.

Предполагается, что результатом изучения истории и обществознания в основной школе является формирование у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной, что в рамках учебной деятельности обеспечивается соблюдением следующих условий:

  • системно-деятельностный подход в организации учебной деятельности обучающегося;

  • ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;

  • использование современных образовательных технологий.

Предусматривается как овладение ключевыми знаниями, умениями, способами деятельности, так и готовность применять их для решения практических, в том числе новых задач.

Система работы учителя по формированию ключевых компетентностей, представляет собой совокупность различных видов деятельности, позволяющих качественно организовать процесс активного добывания знаний. Специфика этого способа заключается в последовательном и целенаправленном развитии активности самих учащихся (понимание учебной задачи, овладение способами активных преобразований объекта усвоения, овладение способами самоконтроля).

Чтобы реализовать системно-деятельностный подход, учителю предлагается использовать следующие виды деятельности в организации учебной деятельности обучающегося:

  1. Организация исследовательской деятельности;

  2. Организация учебной дискуссии;

  3. Защита практических работ (проектов: прикладных, информационных, исследовательских);

  4. Современные образовательный технологии. В первую очередь, это технология формирования критического мышления учащихся, технология проблемного обучения, кейс-технология, технология организации деловой игры, информационно-коммуникационные технологии. Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.

Тема мастер-класса: «Организация учебно-исследовательской деятельности на уроках обществознания как способ формирования ключевых компетентностей учащихся».

Исследовательская деятельность в целом или её элементы позволяют ученику осознанно и самостоятельно воспринимать знания и через систематическую работу по формированию интеллектуальных умений дают возможность  сформировать ключевые компетентности.

В ходе сегодняшнего мастер-класса я предложу вам некоторые техники анализа решения проблем:

  • «Стена» - определение иерархии способов решения проблем. В основании стены закладываются все видимые, основные способы, а затем они распределяются по мере убывания их основательности. Данная техника развивает аналитические способности, формирует и развивает умение формулировать и аргументировано высказывать свою точку зрения по обозначенной проблеме.

  • прием «ПМИ» - Данный прием нацелен на актуализацию эмоциональных отношений в связи с текстом. При чтении текста учащемуся предлагается фиксировать в соответствующих графах таблицы информацию, отражающую:

  • положительные стороны явления (П +)

  • отрицательные стороны явления (М –)

  • а также информацию, которая просто заинтересовала ученика.

  • «Софт-анализ» - форма организации групповой исследовательской работы, когда на большое поле записываются индивидуальные мнения учащихся по поводу обсуждаемой проблемы, а на центральное поле – общее мнение группы.

  • техника «SWOT-анализа» - позволяет выделить у указанных способов решения проблем сильные и слабые стороны, угрозы в результате принятия данного решения и возможности дальнейшего развития.

Как этап рефлексии, мы используем составление синквейна – элемента технологии формирования критического мышления. Правильно составленные синквейны четко отражают сущность изученного материала. Данная форма работы позволяет учителю получить обратную связь, проверить степень осознания, понимания и усвоения теоретического материала.

Таким образом, указанные формы работы, осуществление системно-деятельностного подхода в организации учебной деятельности учащихся является главным условием успешной работы учителя в рамках реализации новых образовательных стандартов.

Данные формы работы стимулируют учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий, развивают стремление находить свой способ решения проблемы, создают ситуации для проявления детьми инициативы, самовыражения, атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе всего класса.

А теперь я предлагаю вашему вниманию фрагмент урока обществознания на тему «Семья в современной России», в ходе которого вы увидите реализацию системно-деятельностного подхода, и самостоятельно на практике сможете применить полученные знания.

Ход мастер-класса

1. Орг. момент, создание позитивного психологического настроя.

Здравствуйте, я рада вас видеть. Надеюсь, наше общение будет продуктивным и взаимно приятным.

Сегодня на уроке мы представляем проект «Семья в современной  России». Этот проект является для нас социально значимым, т.к. семья выступает основным агентом первичной социализации личности.

Одной из главных проблем современного общества продолжает оставаться  кризис семейных отношений. Поэтому одной из составляющих образа выпускника нашей гимназии является роль семьянина – умного, любящего и уважительного супруга, родителя, сына, дочери.

2. Представление проекта.

Для работы на сегодняшнем занятии был подготовлен материал о тех изменениях, которые затронули практически все российские семьи, проанализировав который можно сделать вывод о тенденциях и противоречиях семьи в современном обществе (презентация «Тенденции и противоречия современной семьи»).

3. Исследовательская работа в группах.

Ознакомившись с данным проектом, можно сделать вывод, что состояние современной семьи в России вызывает опасение обществоведов.

Сейчас нам предстоит провести собственное мини-исследование по данной проблеме.

Задание первой группе (текст на тему «Социальное значение изменений в современной семье»): выяснить, каковы причины изменений, произошедших с семьей в XX веке? Насколько объективны эти изменения? (техника анализа проблем «Стена»)

Задание второй группе (текст на тему «Проблемы современной семьи»): В чем, на ваш взгляд, заключается главная опасность кризиса современной семьи? Согласны ли вы с позицией автора? Какие пути выхода из кризиса предлагает автор? (техника анализа проблем «Софт-анализ»)

4. Защита мини-проектов.

Итак, вы изучили различные взгляды на проблему семейных взаимоотношений.

Давайте проанализируем результаты проведенного исследования:

  • выступление представителя 1 группы;

  • выступление представителя 2 группы.

5. Подведение итогов.

Итак, на сегодняшнем занятии мы: 

  • проанализировали проблемы современной семьи;

  • сделали вывод о тенденциях и противоречиях семьи в современном      обществе

6. Рефлексия (слайд-шоу «Счастливая семья»)

Теперь я прошу каждого из вас в качестве итога продолжить фразы: «На мой взгляд, счастливая семья – это…», «Мою семью можно назвать счастливой, потому что…»

На сегодняшнем уроке вам был предложен высокий уровень сложности материала.

Как вы считаете, насколько успешно вы справились со своими задачами исследователей?

Каких оценок вы заслуживаете за работу на уроке?

Да, я согласна с мнением …. Все вы заслуживаете высоких оценок.

На дом вы получаете творческое задание: написать эссе на тему «Гендерные стереотипы в современном обществе».

Большое всем спасибо за работу!