Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Малый бизнес в россии: развитие и меры поддержки

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Баранова Татьяна Викторовна
Рубрика: Экономические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №1 2016»  (январь)
Количество просмотров статьи: 3516
Показать PDF версию Малый бизнес в россии: развитие и меры поддержки

Баранова Татьяна Викторовна

студентка  ЧОО ВО-АССОЦИАЦИЯ

«ТУЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТИЭИ)», Россия, г.Тула

Е-mail: venev.tusgi@yandex.ru

Научный руководитель: Мигай Алексей Юрьевич

к.т.н., доцент. Кафедры Менеджмента ЧОО ВО-АССОЦИАЦИЯ

«ТУЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТИЭИ) )», Россия, г.Тула

Аннотация: Малые и средние предприятия являются одной из движущих сил экономической системы государства. Проведен краткий анализ развития малого и среднего предпринимательства. Очерчены проблемы развития малого бизнеса. Описаны меры поддержки малого бизнеса.

В настоящее время государство демонстрирует значительный интерес к поддержке и развитию малого и среднего бизнеса. По последним оценкам, в России насчитывается порядка 6 млн. субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Однако, несмотря на декларируемые и реально предпринимаемые правительством меры поддержки, ситуация коренным образом не меняется, более того, в 2014 г. уже наблюдается отрицательный тренд развития данного сектора экономики. Так, за 2014 год 600 тыс. предпринимателей прекратили свое существование. По сравнению с 2013 г. увеличилось число предприятий, отметивших ухудшение своего финансового положения: 33,3% в 2014 г. против 29,4% в 2013 г. Замедляются и темпы роста оборотов предприятий, их инвестиционное развитие.

Рассматривая отраслевую структуру сектора МСП, следует отметить, что по мере увеличения компании ее специализация меняется в сторону более сложных видов деятельности. Так, основная часть индивидуальных предпринимателей и микропредприятий осуществляет деятельность в сфере торговли (около 54 и 45,8 % соответственно). Малые предприятия – юридические лица специализируются на предоставлении услуг (34,4 %). Большая часть средних предприятий осуществляет деятельность в промышленном секторе - 27,3 % [3].

Таким образом, отраслевая структура малого и среднего предпринимательства также не соответствует приоритетам развития реального сектора экономики и формирования инновационного общества: основной массив занимают организации сферы торговли и услуг (70%), на производственные предприятия приходится лишь 15%. Аналогичный отраслевой расклад наблюдается и в структуре кредитного портфеля банков: 50% ссуд предоставлены предприятиям торговли; обрабатывающим производствам и сельскому хозяйству - 13% в совокупности.

На малых и средних предприятиях занято 17,8 млн. человек (без учета внешних совместителей), или около 25 % общей численности занятых в экономике [3].

Большая часть занятых в секторе МСП приходится на малые предприятия – юридические лица (без учета микропредприятий) (36,3 % общего числа занятых в секторе МСП) и на индивидуальных предпринимателей (30,2 %). На средние предприятия приходится только 9,2 % занятых в секторе МСП [1].

Среднее число работников на малом предприятии в 2014 году составило
27,5 человека. Доля субъектов МСП в ВВП составляет 20–21 % [3].

Оборот субъектов МСП в 2014 году составил 38,8 трлн. рублей. Доля оборота продукции и услуг, производимых субъектами МСП – юридическими лицами, в общем объеме оборота продукции и услуг, производимых предприятиями по стране, составляет около 25 %.

Объем инвестиций в основной капитал у субъектов МСП в 2014 году достиг уровня 778,9 млрд. рублей.

По оценке самих представителей МСП, недоступность финансовых ресурсов, в том числе заемных, в существенной степени влияет на низкие показатели инвестиционной деятельности и слабые показатели развития сектора МСП в целом. Основным источником инвестиций в развитие бизнеса остаются собственные средства (85%). Даже капитальные вложения преимущественно направляются на замену изношенного, выходящего из строя оборудования, а не на расширение бизнеса. Так, согласно данным Росстата, лишь 10% инвестиций малых и средних организаций осуществляются с целью развития бизнеса, расширения ассортимента производимой продукции [2].

Банковский кредит остается привлекательным, но зачастую недоступным источником ресурсов для осуществления инвестиций. Согласно опросу, проведенному МСП Банком среди 1214 предприятий, относящихся к малому и среднему бизнесу, более половины респондентов хотели бы привлечь банковский кредит, однако максимально допустимая ставка кредитования составляет для них 12,91% годовых, что не соответствует среднерыночному уровню ставок для сектора МСП (15,5 - 16%) [2].

Меры поддержки субъектов МСП, реализуемые в Российской Федерации, можно условно разделить на две группы:

  1. общесистемные меры поддержки;

  2. ресурсные меры поддержки субъектов МСП в зависимости от вида деятельности и стадии развития компании.

Если общесистемные меры поддержки касаются нормативно-правового регулирования и затрагивают такие вопросы, как налогообложение, размещение государственного заказа, обеспечение доступа к недвижимому имуществу, снижение административных барьеров, то вторая группа мер направлена на формирование многоканальной системы финансовой поддержки, в рамках которой субъектам МСП предоставляется возможность получить как прямую финансовую поддержку, так и поддержку со стороны организаций, образующих инфраструктуру поддержки предпринимательства.

Cформированная к настоящему времени на федеральном уровне система финансовой поддержки субъектов МСП, состоит из следующих элементов:

  • программа поддержки субъектов МСП в агропромышленном комплексе, реализуемая Минсельхозом России;

  • программа содействия самозанятости безработных граждан, реализуемая Минтрудом России;

  • программы поддержки МСП в инновационной сфере, реализуемые «институтами развития» (Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Фонд «Сколково», ОАО «РОСНАНО» и др.);

  • программа финансовой поддержки МСП, реализуемая Минэкономразвития России;

  • программы льготного кредитования и предоставления гарантий, реализуемые Внешэкономбанком.

Средства федерального бюджета предоставляются Минэкономразвития России на конкурсной основе в виде субсидий бюджетам субъектов РФ на реализацию мероприятий, предусмотренных региональными программами поддержки и развития субъектов МСП. Такой подход позволяет в дополнение к средствам федерального бюджета привлекать финансовые средства регионов, а также стимулировать регионы к реализации активной политики в сфере поддержки МСП. В реализации программы задействованы все регионы страны.

Федеральным законом закреплено, что субъект РФ самостоятельно определяет виды деятельности индивидуальных предпринимателей в производственной, социальной и научной сферах, в отношении которых применяются «налоговые каникулы». Правительством РФ утверждена «дорожная карта» «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием». Планируется, что за счет реализации «дорожной карты» на поддержку субъектов МСП в среднесрочной перспективе будет направлено не менее 1 трлн. рублей в год в форме закупок у крупных государственных компаний товаров, работ, услуг. Для достижения указанного целевого ориентира «дорожной картой» предусмотрена реализация мероприятий по следующим направлениям:

  • создание механизмов доступа субъектов МСП к закупкам заказчиков;

  • разработка мер поддержки МСП в рамках программ партнерства между заказчиком и субъектами МСП;

  • повышение прозрачности процедур закупки и снятие информационных барьеров для субъектов МСП;

  • снятие финансовых барьеров для субъектов МСП;

  • создание системы мотивации и мониторинга.

Гранты начинающим малым предприятиям на создание собственного дела предоставляются в рамках реализации программы Минэкономразвития России в форме субсидий индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам в размере до 500 тыс. руб. [2]

Список литературы

  1. Банчева А.А. Индивидуальное предпринимательство в системе малого бизнеса. // Экономический журнал. №1 (37), 2015. С.11-18.

  2. Гиблова Н.М. Как помочь малому и среднему бизнесу. // "Банковское кредитование", 2014, N 3. – С.11-19.

  3. Малое и среднее предпринимательство в России. Статистический сборник. 2014. Росстат. – М., 2015. - 86 с.