Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Малое предпринимательство: сущность и содержание

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Самсонова Светлана Николаевна
Рубрика: Экономические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №12 2017»  (декабрь, 2017)
Количество просмотров статьи: 5172
Показать PDF версию Малое предпринимательство: сущность и содержание

Самсонова Светлана Николаевна
Студентка 3-го курса МТУ (МИРЭА)
E-mail: svetik74928@gmail.com

Аннотация: Малое предпринимательство, безусловно, считается значимым сектором современной российской экономики. Последние годы всё чаще повышается тенденция к созданию малого бизнеса, который не требует основательных вложений средств, значительного количества промышленного и информационного оборудования, а также обильного сотрудничества работников. Отличительной особенностью малого предпринимательства является ускорение к освоению инвестиций, существенная оборачиваемость денежных средств, развивающаяся инновационная деятельность. Вместе с тем, малому бизнесу характерны относительно низкая доходность, повешенный риск в конкурентной борьбе и недостаток личных ресурсов.

Ключевые слова: малое предпринимательство, малый бизнес, формулировка малого предпринимательства, минусы и плюсы малого предпринимательства, поддержка малого бизнеса.

Малое предпринимательство, безусловно, считается значимым сектором современной российской экономики, создающим конкурентную среду, новые рабочие места, производящим рост доходов населения за счёт самостоятельной деятельности, приумножающим поступления в местный бюджет и образующим средний класс. Индивидуальность данной области при достаточном уровне его прогресса способствует устойчивости отрасли.

Судя по дифференциации определения предпринимательства, а в особенности малого предпринимательства, среди учёных и экономистов, можно смело утверждать, что однозначная формулировка этого термина отсутствует, однако все они по смыслу практически равнозначны друг другу. В научной литературе также не наблюдается однозначного определения сущности малого бизнеса.

Применительно к Гражданскому Кодексу РФ, предпринимательство — это «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном порядке» [1].

Лозовский Л.Ш., Райзберг Б.А., Стародубцева Е.Б. дают следующее определение предпринимательству: "инициативная, самостоятельная, осуществляемая от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность деятельность граждан, физических и юридических лиц, направленная на систематическое получение дохода, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг"[3].

Российский учёный-экономист Большаков А.С. рассматривает предпринимательство как "тип хозяйствования, базирующийся на инновационном поведении собственников предприятий, предпринимательские проекты«[2].

Как было сказано ранее, единого определения термина «предпринимательства», не существует. Но, отталкиваясь от собирательного значения всех понятий, очевидно, что формулировка сущности «малого предпринимательства» создана на их основе. Однако в определениях есть одно существенное различие — малый бизнес выделяет исключительно деятельность определённых субъектов рыночной экономики, установленных федеральным законом.

В связи с этим, малое предпринимательство — это предпринимательство, опирающееся на деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения[4].

Последние годы всё чаще повышается тенденция к созданию малого бизнеса, который не требует основательных вложений средств, значительного количества промышленного и информационного оборудования, а также обильного сотрудничества работников. Отрасли, связанные с производством потребительских товаров и услуг, ныне считаются самыми привлекательными для малых предприятий.

Доля ВВП, нацеленная на малый бизнес, определяет его роль в экономике страны. Постоянное совершенствование малого предпринимательства прямо пропорционально отражает желание и способность государства и муниципалитетов адаптироваться к изменению экономической ситуации, опирающееся на создание научно-технических инноваций и заполнение экономических ниш, существующих ранее только на уровне крупного бизнеса.

Согласно Федеральному закону " О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ и, основываясь на дальнейших поправках, к субъектам малого предпринимательства относятся кооперативы и коммерческие организации, а также физические лица, внесённые в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, фермерские хозяйства, соответствующие условиям:

1. Для юридических лиц — суммарная доля участия РФ в уставном капитале не должна превышать 25%, а суммарная доля участия иностранных юридических лиц 49%;

2. Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек включительно;

3. Выручка от реализации товаров, работ или услуг без учёта налога на добавленную стоимость не должна превышать 800 миллионов рублей.

Отличительной особенностью малого предпринимательства является ускорение к освоению инвестиций, существенная оборачиваемость денежных средств, развивающаяся инновационная деятельность. Вместе с тем, малому бизнесу характерны относительно низкая доходность, повешенный риск в конкурентной борьбе и недостаток личных ресурсов.

Малое предпринимательство, как любой иной вид деятельности, отличается рядом преимуществ и недостатков.

Говоря о положительном воздействии МП на экономическую сферу государства, стоит отметить, что малый бизнес обусловлен подвижностью или мобильностью предприятия, характеризующиеся устойчивостью к отраслевым изменениям. Более того, малое предпринимательство — основной источник налоговых поступлений, идущих в бюджет страны. Эффективная управленческая структура предоставляет возможность неформального взаимодействия руководителя с рабочим коллективом и клиентами, что значительно ускоряет темпы работы и повышает её качество.

Среди принципиально важных минусов малого предпринимательства можно выделить следующие:

1. Непрерывный поиск средств для развития собственного дела (так как малый бизнес не существует в отраслях с крупными финансовыми затратами, предприниматели, начинающие своё дело, не имеют достаточного капитала, а банки не заинтересованы в их кредитовании)

2. Непосредственная зависимость от крупных компаний;

3. Высокий риск и неустойчивое положение на рынке (особенно во время экономических кризисов).

Таким образом, несущественное количество минусов не препятствует развитию предпринимательской деятельности на уровне малого бизнеса. Необходимость поддержки и стимулирование отрасли малого предпринимательства побуждает совершать государству и муниципалитетам стратегическую политику для будущей стабилизации экономики, спада общественной напряжённости и преувеличения доходов бюджета посредством налогообложения в сфере занятости и услуг.

Список использованной литературы

  1. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 06.04.2015) // Собрание законодательства РФ.-1994.-№ 32.-Ст.3301.
  2. Постановление Правительства РФ от 25.12.2015 N 1434 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
  3. Ладыгин В.В. Поддержка малого предпринимательства на муниципальном уровне в России: основные этапы и тенденции // Вопросы государственного и муниципального управления. — 2010. — С. 32–49.
  4. Зарубежный опыт государственной поддержки малого бизнеса и возможности его адаптации в России // StudFiles, 2010 г. URL: https://studfiles.net/preview/5715760/ (дата обращения: 08.12.2017).