Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Лэпбук - как средство формирования универсальных учебных действий учащихся начальных классов.

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Садовская Ирина Владимировна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №9 2017»  (сентябрь, 2017)
Количество просмотров статьи: 3506
Показать PDF версию Лэпбук - как средство формирования универсальных учебных действий учащихся начальных классов.

Садовская Ирина Владимировна

С внедрением ФГОС начального общего образования перед учителем поставлены новые цели: формирование универсальных учебных действий и мотивации к обучению. Учитель должен не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться, привить ему навыки практических действий. Для этого необходимо использовать новые технологии, методы и средства обучения. Одним из способов достижения этой цели является использование технологии создания лэпбука.

Лэпбук — это самодельная тематическая папка формата А3, А4 с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему, с которой мы хотим проработать. Лэпбук обязательно включает в себя различные творческие задания. Это не просто поделка, это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, ученику нужно будет выполнить определенные задания, провести исследовательскую работу, изучить представленный материал. Можно организовать данную работу при проведении исследования в рамках внеурочной деятельности.

Лэпбук помогает быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. Развивает творческие способности и коммуникативные навыки. Ученики не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной исследовательской — познавательной деятельности. При создании лэпбука обеспечиваются индивидуальный и дифференцированные подходы в обучении.

Наиболее интересные работы получаются при изучении материала по окружающему миру и литературному чтению в начальных классах на уроке закрепления или уроке обобщения и повторения, когда учащиеся владеют информацией по заданной теме, но создавая лэпбук, им приходится детализировать информацию по теме. Лучше всего получаются лэпбуки на какие-то частные, а не на общие темы. Например, по окружающему миру в 4 классе можно сделать лэпбук после изучения раздела «Природные зоны России». Но полностью отразить эту многообразную тему в ограниченном объеме папки невозможно. Интереснее получится, если учащиеся сами распределят, кто о какой природной зоне подготовит материал.

Так как лэпбук является разновидностью проекта, то его создание содержит все этапы проекта:

-целеполагание (выбор темы);

-разработка лэпбука (составление плана);

-выполнение (практическая часть);

-подведение итогов.

После того, как ученики выберут тему, нужно написать план. Тщательно продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. А для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать.

Следующий этап: нужно придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана, то есть нарисовать макет. Здесь ученикам предлагается пофантазировать: формы представления могут быть любые. От самого простого — текстового, до игр и развивающих заданий. И все это нужно будет разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках и т.д. и т.п. Затем в соответствии с макетом сделать шаблон папки в натуральную величину.

Задания, заложенные в лэпбук, нежелательно выполнять за один раз или за один день. Многие из них рассчитаны на длительную работу, изучение дополнительной информации и проведение собственных исследований. Ведь лэпбук — это не просто книжка-игрушка. Это способ оформления самостоятельного исследовательского проекта.

В результате работы у учащихся развиваются универсальные учебные действия, такие как:

— умение планировать предстоящую деятельность;

— договариваться со сверстниками;

— распределять обязанности;

— искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;

— самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;

— принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;

— используя устную речь, выражать свои мысли и желания.

Работа по созданию лэпбука активизирует у детей интерес к познавательной деятельности, развивает креативность, творческое мышление и речь. Ученик становится не только создателем своей собственной книги, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений. Такая увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка.

Литература:

  1. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164.