Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Федотова Алёна Александровна
Магистрант 2-го курса филологического факультета СГСПУ,
Россия, г. Самара
E-mail: fedotova_alena1@mail.ru
Одним из центральных вопросов лингвистики является вопрос о системности языка, который проявляется в совокупности элементов, связанных внутренними отношениями. Взгляд на лексику как на систему оформился в теорию семантического поля или лексико-семантических группировок. Результатом описания лексики, направленного на выявление ее системных связей, является ее классификация, т.е. выделение различных лексико-семантических групп лексики [8, с.30].
Лексические единицы языка включаются в определенное семантическое поле на основе интегрального признака — архисемы. Архисема — родовая, интегрирующая сема, свойственная всему классу (является и именем семантического поля). В лексико-семантические группы единицы объединяются архисемой «более конкретного содержания и иерархически более низкого порядка, чем архисема поля» [2, с.232]. Вслед за Н.М.Шанским, под лексико-семантической группой (ЛСГ) будем понимать группу слов, объединяемых общностью категориально-родовой семы (архисемы) и общностью частеречной отнесенности [8, с.31].
Причиной обращения к семантизации лексических единиц обозначений ужасного является недостаточность представления данного лексико-семантического поля в лингвистических исследованиях.
Ужасное, как лингвистическая категория и как филологический феномен, впервые было заявлено в работе Т.Ю.Алленовой «Категория ирреального ужасного на материале языка повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород». Это явилось новым подходом к изучению идиостиля Н.В.Гоголя [1,c.12].
Тема страха проходит через многие произведения Н. В. Гоголя, в частности в повести «Вий» и «Портрет». Целью нашего исследования стало выявление в системе языка повестей Н.В.Гоголя («Вий», «Портрет») лексико-семантических групп, попытка определить природу ужасного. В качестве материала исследования были использованы примеры, извлеченные методом сплошной выборки из сборника «Мистические произведения русских писателей», а также данные толковых и мифологического словарей.
Исследуемое нами лексико-семантическое поле «ужасное» можно классифицировать по нескольким ЛСГ:
I. Лексико-семантическая группа «нечистая сила».
Данная ЛСГ представлена конкретными существительными со значением «нечистая сила».
Пример: С раскрытым ртом и замершим дыханьем смотрел он на этот страшный фантом высокого роста, в какой-то широкой азиатской рясе и ждал, что станет он делать. (Н.В.Гоголь «Портрет»).
Фантом (книжн.) Причудливое явление, призрак [6, с.356].
Пример: Раздался петуший крик. Это был уже второй крик; первый прослышали гномы. Испуганные духи бросились, кто как попало, в окна и двери, чтобы поскорее вылететь, но не тут-то было: так и остались они там, завязнувши в дверях и окнах. (Н.В.Гоголь «Вий»).
Гномы. В западноевропейской мифологии: безобразный, обычно бородатый карлик, охраняющий подземные сокровища [6, с.35].
Духи. В религиозно-мистических представлениях: бесплотное сверхъественное существо. [6, с.47].
Пример: Он видел, как старуха подошла к нему, сложила ему руки, нагнула ему голову, вскочила с быстротою кошки к нему на спину, ударила его метлой по боку, и он, подпрыгивая, как верховой конь, понес ее на плечах своих... Когда уже минули они хутор и перед ними открылась ровная лощина, а в стороне потянулся черный, как уголь, лес, тогда только сказал он сам в себе: «Эге, да это ведьма». (Н.В.Гоголь «Вий»).
Ведьма. 1. В старых народных поверьях: колдунья. 2.перен. Злая, сварливая женщина (прост.) [6, с.26].
Пример: Он видел, как из-за осоки выплывала русалка, мелькала спина и нога, выпуклая, упругая, вся созданная из блеска и трепета. (Н.В.Гоголь «Вий»).
Русалка. В народных поверьях и сказках: существо в образе обнаженной женщины с длинными распущенными волосами и рыбьим хвостом, живущее в воде [6, с.89].
Пример: — Приведите Вия! ступайте за Вием! — раздались слова мертвеца...Тяжело ступал он, поминутно оступаясь. Длинные веки опущены были до самой земли. Его привели под руки и прямо поставили к тому месту, где стоял Хома (Н.В.Гоголь «Вий»).
Вий — таким именем называется у малороссиян начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли.(Прим. Н.В. Гоголя).
Пример: Казалось, в нем [в портрете] олицетворялся страшный демон (Н.В.Гоголь «Портрет»).
Демон. Сверхъестественное существо, не являющееся богом и низшее по отношению к нему. В более узком смысле — это злой дух, состоящий на службе у главного противника доброго божества и стремящийся повредить всем хорошим делам и начинаниям [6, с.33].
Все члены ЛСГ (фантом, гномы, духи, ведьма, русалка, Вий, демон) называют видовые понятия одного рода — нечистая сила. По отношению друг к другу они являются согипонимами. В свою очередь, родовое слово (нечистая сила) по отношению к каждому члену ЛСГ будет являться гиперонимом. Родовое понятие с собирательным значением и обобщающим значением: нечистая сила — у восточных славян общее название для всех низших демонологических существ и духов, синонимичное таким названиям, как злые духи, черти, дьяволы, бесы и т. д.) [6, с.158].
II. Лексико-семантическая группа «ужас».
Архисемой данной лексико-семантической группы является лексема ужас, которая выражена отвлеченными именами существительными. Образуем следующий ряд: Ужас — страх — дрожь.
Примеры: Он с ужасом увидел, что руки не могут приподняться, ноги не двигались. (Н.В.Гоголь «Вий»).
С неподвижным страхом глядел он. (Н.В.Гоголь «Портрет»).
Дрожа всем телом...холодный пот облил его всего. (Н.В.Гоголь «Портрет»).
Определим данные понятия, прибегнув к словарям: Ужас — 1. Чувство сильного страха, испуга, приводящее в состояние подавленности, оцепенения, трепета. 2.Безвыходность, трагичность. [4, с.200].
Страх — 1. Состояние сильной тревоги, боязни, беспокойства, душевного волнения от грозящей или ожидаемой опасности. 2. Выражение, проявление тревоги, беспокойства, боязни [4, с.148].
Дрожь — 1.Частое судорожное сокращение мышц (от холода, при нервном возбуждении и т.п.). 2. Сотрясение, содрогание. [4, с.47].
В их числе наиболее заметна сема интенсивности (силы, высокой степени проявления действия). В архисеме «ужас» содержится высшая степень явления. Лексемы «страх» и «дрожь» ослабляет степень явления категории «ужасное».
III. Лексико-семантическая группа со значением «испытывать чувство страха».
Архисемой данной лексико-семантической группы является лексема «чувство страха», которая выражена именами прилагательными. Примеры:
Странно-неприятные чувства (Н.В.Гоголь «Портрет»).
Болезненные томительные чувства (Н.В.Гоголь «Портрет»).
Бесовски сладкое чувство (Н.В.Гоголь «Вий»).
Чувствовал какое-то пронзающее, какое-то томительно-страшное наслаждение (Н.В.Гоголь «Вий»).
В этой группе представлены прилагательные с антонимическими отношениями. Они являются авторскими окказиональными номинациями, и являются дополнительными компонентами при создании семантического поля «ужасное».
IV. Лексико-семантическая группа «дрожь».
Данная ЛСГ образует ряды глаголов: Содрогнулся. Задрожал. Вздрогнул. (Н.В.Гоголь «Портрет»).
Содрогнулся — Прийти в нервно-взволнованное состояние от какого-нибудь сильного переживания [3, с.137].
Задрожал — Начать дрожать, прийти в дрожь. [3, с.38].
Вздрогнул — Внезапно, порывисто подвергнуться дрожи, задрожать [3, с.30].
Мы видим, что в ЛСГ есть общая родовая сема «дрожь», и названные лексемы являются синонимами. Все члены ЛСГ по отношению друг к другу будут согипонимами (или когипонимами), т.к. называют видовые понятия одного рода (дрожь).
В лексико-семантическом поле «ужасное» в произведениях «Вий» и «Портрет» Н.В.Гоголя мы выделили четыре лексико-семантические группы: «нечистая сила», «ужас», «испытывать чувство страха», «дрожь», чьи архисемы более конкретного содержания, чем архисема поля.
Гоголевская поэтика содержит в себе множество элементов, которые требуют детального изучения и научного объяснения. К их числу, несомненно, следует отнести ужасное. Компонентный анализ семантики ужасного показал, что первостепенное значение приобретают средства лексического уровня языка при выражении «ужасного содержания».
Список использованной литературы