Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Кубанские игры

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Чернышова Светлана Павловна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №11 2016»  (ноябрь)
Количество просмотров статьи: 2820
Показать PDF версию Кубанские игры

Чернышова Светлана Павловна,
воспитатель МДОБУ детского сада комбинированного вида
города Лабинска муниципального образования
Лабинский район
E-mail: detsadromashka20@mail.ru

Есть мир детства. И из него многое запало в душу.

У каждого из нас есть своя Родина, пусть маленькая, но любимая. Место, где ты родился, вырос. Но жизнь не стоит на месте, люди вырастают и им иногда приходиться менять место жительства, полностью привыкать к новому, не всегда привычному для нас порядку. А воспоминания, полученные в детстве так глубоки, что в любой жизненной ситуации согревают своим теплом, не позволяя разорвать связь с любимой Родиной. Мало того, мы делимся полученными воспоминаниями со своими детьми, внуками. Знания не пропадают — они передаются из поколения в поколение. Вот, почему так важна работа по приобщению детей к культуре своего народа.

Мы живём на Кубани. В красивейшем крае. В месте, с богатыми традициями. Но, к сожалению, интерес к знаниям своей культуре пропадает, другие ценности выходят на первое место и не все они несут пользу детям. Поэтому в своей работе я стараюсь привить детям любовь к Родине, через Кубанские народные игры. К тому же мы знаем что, ребёнок развивается в игре, а народные игры являются традиционным средством педагогики, в них ярко отображается образ жизни людей, их быт национальные устои, смекалка, находчивость, смелость. Они оказывают большое внимание на умственное развитие, развивают нравственные чувства, они физически укрепляют ребёнка, создают духовный настрой, вызывают интерес к культурному наследию. Они помогают строить правильные взаимоотношения между взрослыми и детьми, детей между собой. Так же, в них много шуток, юмора, соревновательного задора.

Работая в детском саду народные игры, я использую, как и на занятиях, и на праздниках, на прогулках. Одно из важнейших условий успешного внедрения кубанских игр в учебно-воспитательный процесс — эффективное их проведение. Главная задача — умело «подать» игру, создав предварительно необходимое настроение у дошколят. А помня своё детство, сделать это можно при помощи зазывалы. Зазывала — это метод сбора участников для будущей игры (Тай — тай, налетай, кто в «ляпту» играть — вставай!). Произносящий эти слова должен вытянуть вперёд руку и выставить большой палец вперёд. Дети, желающие поиграть, должны были схватить зазывалу за палец и выставить свой. Когда играющих собиралось достаточное количество, произносят такие слова : «Тай — тай, налетай! Никого ни принимай!».

Во многих кубанских играх необходимо выбрать водящего. А сделать это можно посредством жеребьёвки, или считалки. Для жеребьёвки можно взять любую палку, прутик, верёвку. Дети должны подойти, взятся по очереди за черенок, чей кулак окажется выше всех, тот и Вада. При распределении ролей детям нравится использовать считалки — это короткие рифмованные стихи.(На златом крыльце сидели... Шла кукушка мимо сети, а за нею малы дети...). Дети быстро запоминают считалки, и могут свободно ими пользоваться. Есть ещё один способ выбора водящего с помощью жеребьёвки. Для этого берётся столько же соломинок, палочек сколько играющих. Одна из них должна быть короче или длиннее других. Эти жребии жеребьёвщик зажимает в кулак. Верхние концы у них надо сравнять, а нижние спрятать, чтобы нельзя было увидеть, какой из них длиннее или короче. Каждый игрок должен вытянуть одну соломинку или палочку. Кто вытянет короткую или длинную, тот начинает игру или становится вожаком. Все эти способы в помощи выбора вожака, водящего, очень нравятся детям.

Проводить кубанские народные игры можно как на площадке, так и на траве. Многим играм не требуется специально подготовленное место.

Так же при подготовке к игре необходимо учитывать то обстоятельство, что некоторые игры не требуют специального инвентаря; можно использовать подручный, такой как палки, мячи, ленты. А к другим желательно сделать, подобрать атрибуты: шапки — кубанки, маски подсолнухов, лошадей. Любой творческий подход только поможет в проведении игры, а главное вызовет желание у детей поиграть и не один раз.

Хотелось бы обратить внимание педагогов на то, что важно правильно донести до ребёнка правила игры. Объяснение должно быть кратким, логичным и образным. Необходимо придерживаться плана изложения, включающего: название игры, цель, роль участников, ход игры, правила. Рассказ нужно сопроводить показом. В процессе игры воспитателю необходимо следит за действиями детей, которые играют. При необходимости надо делать замечания нарушающим правила, иногда подсказывать растерявшемуся ребенку ход игры. Ни в коем случае нельзя в подвижной игре злоупотреблять указаниями и требованиями в отношении точности и правильности движений — это снижает эмоциональность игры, активность ее участников.

Все большее место начинают занимать игры, в которых действия персонажей соответствуют реальной действительности и определяются правилами игры. Ребенок осознает правило и действует, подчиняясь ему. Правила в подвижных играх для детей старшей группы несколько усложняются. Вводятся ограничения движения — ловить, только прикоснувшись, пойманным отходить в сторону и др. Воспитатель добивается обязательного и более точного выполнения правил. Иногда даже останавливает игру, чтобы на примере показать, в чем состоит неправильность действий детей.

В старшей группе можно закончить игру анализом выполнения правил и общей оценкой игры. Но надо остерегаться формальности такой оценки. Нужно дать детям возможность самостоятельно поделиться впечатлениями об игре, о выполнении той или иной роли. Такой откровенный разговор побуждает детей высказаться о своих действиях и действиях товарищей. Воспитатель тактично направляет высказывания детей, поясняя правильность или неправильность их, пресекая жалобы, проявления зазнайства, поощряя уверенность в своих силах.

Кубанских народных игр много. Каждая игра неповторима, своеобразна, интересна. Каждая игра ставит перед собой определённую задачу. Хочется обратить внимание коллег на то, что внимание воспитателя должно быть направлено не на увеличение количества новых игр, а на повторение и усложнение уже знакомых. Надо, чтобы дети усвоили и полюбили проводимые с ними игры, чтобы к концу года хотя бы у некоторых появилось умение самостоятельно организовывать их с небольшой группой сверстников. Воспитатель повторяет с детьми одну и ту же игру на 2 — 3 раза, затем через некоторое время снова возвращается к ней. При повторении можно усложнять содержание и правила игры, видоизменять формы организации детей.

При организации и проведении игры необходимо учитывать и возрастные особенности детей, следить за соблюдением правил безопасности, не проводить игры связанные с быстрым передвижением в жаркие, летние дни.

В заключение хочется сказать: как приятно, идя по улице домой, видеть, играющих в любимые с детства игры детей. И знать, что в этом есть и моя заслуга, и заслуга моих коллег.

Е. А. Покровский, К. Д. Ушинский, Г. А. Виноградов и д. р. призывали собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков национальный колорит обычаев, своеобразие языка, древнюю культуру народов. Народные игры являются неотъемлемой частью художественного, национального, и физического воспитания дошкольников.