Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Коррупция как явление: анализ проблемы

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Нагомерзаев Джабраил Султанович
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №11 2016»  (ноябрь)
Количество просмотров статьи: 1842
Показать PDF версию Коррупция как явление: анализ проблемы

Нагомерзаев Джабраил Султанович
магистрант направление подготовки
40.04.01. Юриспруденция
ФГБОУ ВО "Чеченский государственный университет"
E-mail: bela_007@bk.ru

Когда обычный работающий человек слышит это слово, мы полагаем, что это ассоциируется у него с чем-то далеким и недосягаемым, хотя к глубокому сожалению коррупция как явление касается каждого человека и влияет на человека далеко не в положительную сторону.

Согласно 3 статьи конституции РФ каждый человек нашей страны принимает участие в формировании государства, так как народ является единственным источником власти и носителем суверенитета и осуществляет свою власть посредством свободных выборов и референдумов. Следовательно все органы государственной власти должны выполнять все свои функции возложенные на них законодательством Российской Федерации только при этом каждый гражданин России сможет ощутить на себе обязанность государства перед человеком, определенной 2 статьей конституции РФ «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».

По нашему мнению, законодательство РФ очень надежная почва для развития государства, для соблюдения прав граждан и для контроля и регулирование правоотношений возникающей на территории Российской Федерации. Но когда затрагивается вопрос соблюдения законодательства РФ, то не все кажется таким радужным. К сожалению, обогащение за счет бюджетных (т.е. народных средств), государственных и муниципальных чиновников на местах является наверно самой большой проблемой препятствующей для развития экономической и политической стабильности. Как практика показывает львиную долю от этого «обогащения народными деньгами» занимает закупки для государственных и муниципальных нужд. Самый популярный механизм это откат. Говоря простыми словами откат это по сути своей фиктивная сделка но юридический грамотно оформлена, что заказчик поручает исполнителю поставить определенный товар или услугу за определенную плату по безналичному расчету. В итоге обе стороны остаются при своей доле от сделки.

С целью борьбы с данной проблемой был разработан и действует с 1 января 2014 года Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Процедуры проведения госзакупок явно отличаются от ранее действующего 94 ФЗ и требует большого профессионализма и определенного образования. Устаревший закон в отличии от действующего был на мой взгляд более усреднен для всех организации вне зависимости от их деятельности, а действующий 44 —ФЗ более конкретно прописывает процедуры и предельные значения закупки для государственных и муниципальных нужд в зависимости от вида учреждения и рода их деятельности.

Основным контролирующим органом за проведением закупок государственных и муниципальных нужд является Антимонопольная Федеральная Служба (ФАС).Только после передачи жалобы на правонарушения в ФАС от других надзорных инстанции,( прокуратура, УБЭП и т.д.) и ее обосновании, к заказчику то вполне может быть возбужденно, в отношение виновного лица , административное и даже уголовное дело.

Законодательство РФ, предусматривает дисциплинарную, административную и уголовную ответственность.

Дисциплинарная ответственность применяется в отношении специалиста непосредственно занимающемся проведением госзакупок, это может быть контрактные управляющие или контрактная служба, обязанности за которыми должны быть закреплены приказом учреждения в форме выговора или увольнения с работы.

Административная ответственность применяется в отношения всех лиц занимающейся сделкой по госзаказу как со стороны заказчика так и со стороны исполнителя и даже в отношении специалистов электронных площадок для торгов. Регламентирует эту ответственность Кодекс административных правонарушений РФ(КоАП РФ). Хочу отметить, что минимальный размер штрафа является 3 тыс. рублей а максимальный 500 тыс.рублей. Для нас обычных «смертных» это очень большие цифры но большинство потенциальных правонарушителей заведомо намечают себе штраф и включают его в сумму сделки, что и по существу освобождает виновного лица от «ответственности». Как говорится: «Овцы целы и волки сыты»

Но к сожалению для них и к счастью для нас с вами, законодательство РФ еще пока не отменяло уголовную ответственность. В главе 30 статьи 285-293 Уголовного Кодекса Российской Федерации[10] черным по белому прописаны условия при которых наступает уголовная ответственность.

Обратившись к уголовному кодексу РФ мы видим что существует масса правонарушений при которых наступает уголовная ответственность. Контроль и должная реакция государственных органов на правонарушения, совершаемые в процессе госзакупок существенна важна, т.к. они помогают:

-выявить сам факт правонарушения;

-гарантировать взыскание за правонарушение;

-предотвратить повторение таких случаев в будущем;

-уменьшить негативные последствия от неэффективного и нецелевого расходования средств бюджета страны.

Из вышеизложенного мы пришли к выводу что контрактная система стала более защищенной в плане осуществления процедуры государственных закупок, а так же контроля за этим процессом со стороны государства. Но следует отметить что с внедрением более ужесточенной контрактной системы потенциальные правонарушители усовершенствуются и тем самым наносят большой ущерб как экономической так и политической стабильности страны, в связи с этим я думаю периодическое внесений изменений в закон о контрактной системе необходимо в целях эффективности действия анти коррупционного и антимонопольного принципа 44 —ФЗ. По моему мнению искоренить коррупцию законодательством все же нельзя, можно лишь только воспрепятствовать этому, эта проблема сидит где то глубоко на психологическом и духовном уровне подсознания человека. Есть такая известная поговорка- «Запретный плод сладок» — которая по величине очень коротка но по сути своей очень содержательна, какое содержание содержится в нас знаем только мы сами.

Литература:

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ актуальной редакции) //Собрание законодательства РФ.1996. № 25. ст. 2954.