Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Тилинина Анна Владимировна
Студентка 5 курса ОГУ, Россия, Орел
Научный руководитель: профессор, канд. биол. наук Семенова Л. М.
Ключевые слова: физкультминутка, коррекционная направленность, нарушение зрения.
За многие годы исследований ученые-тифлологи, такие как Плаксина Л.И.(1997-1999), Литвак А.Г.(1973-1978), Сековец Л.С.(2001) и др., выявили следующие отклонения в психофизическом развитии детей с нарушениями зрения: снижение запаса представлений о предметах и явлениях окружающего мира, трудности овладения предметно-практическими действиями, в соотнесении слов с соответствующими им действиями, трудности в овладении навыками самообслуживания и ориентировке в пространстве. В большинстве случаев все эти проблемы присутствуют у слабовидящих детей в комплексе, что обуславливает повышенную утомляемость таких детей на занятиях. Помимо общих признаков усталости у слабовидящих детей наиболее ярко проявляется зрительная утомляемость, особенно на занятиях по развитию зрительного восприятия и мелкой моторики.
Решение данных проблем осуществляется на всех видах занятий, и далеко не последнее место отведено в этой системе физическому воспитанию и физкультминутке, как неотъемлемой его части.
Задачей исследования являлась разработка системы проведения физкультминуток на коррекционно-развивающих занятиях с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Исследование проводилось в МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №27» г. Орла.
На начальном этапе исследования проводилось наблюдение за детьми старшей подгруппы старше-подготовительной группы ДОУ во время занятий по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП), развитию речи и рисованию – всего 6 занятия. Были выбраны именно эти занятия, так как они включают в себя все типы деятельности и посещение их дает полную картину исследования. Отмечалась реакция детей на задания и вопросы педагогов, активность детей на занятиях, тем самым замечались малейшие признаки утомления каждого ребенка в группе и время их наступления. Сопоставив полученные во время наблюдения данные, Было выведено среднее время утомляемости детей в группе на занятиях. Оно составило 8-9 минут при средней длительности занятия 30 минут, что говорит о необходимости проводить 2 физминутки, одной из которых должна быть зрительная гимнастика, так как речь идет о детях с различными дефектами зрения.
На завершающих этапах наблюдаемых занятий проводилась проверка знаний детей, которая показала довольно низкий процент усвоения ими нового материала: 23% на занятиях по ФЭМП,30 % на занятиях по развитию речи и 40% - на рисовании.
На заключительном этапе исследования была составлена и апробирована собственная система проведения физкультминуток на занятиях. Были подготовлены по 2 конспекта занятий каждого вида (всего 6), которые были полностью сопряжены с учебным планом. Ниже приведено по одному плану каждого вида занятий для наглядного примера.
Занятие по ФЭМП «Поможем Буратино». Описание хода занятия с приведением времени длительности каждого этапа приведено в таблице 1.
ТАБЛИЦА 1.
Этап | Содержание | Длительность |
Разминка | Блиц-опрос в игровой форме по теме «Дни недели» |
3 мин. |
Орг. момент | Ввод в занятие куклы Буратино. Рассказ от его лица о заданиях. | 3 мин. |
Состав числа | Каждому ребенку раздаются карточки с числами от 10 до 15 и несколько маленьких карточек с цифрами от 1 до 9. Дети собирают из маленьких цифр ту. Что указана у них на больших картах. | 3 мин. |
Ритмическая физминутка |
«Буратино». Буратино потянулся, (поднять руки вверх и потянуться) Раз – нагнулся, (наклон вправо) Два – нагнулся, (наклон влево) Руки в стороны развел, (медленно развести руки в стороны) Ключик видно не нашел. (медленно опустить руки через стороны) Чтобы ключик нам достать, (соединить руки вместе перед грудью) Надо на носочки встать. (встать на носочки, медленно поднимая руки) |
2 мин. |
Решение задач | Дети решают совместно заранее подготовленные педагогом задачи. | 5 мин. |
Рисование по точкам | Деть рисуют ключ по заранее подготовленным воспитателем шаблонам из точек | 3 мин. |
Логические задачи | Педагог задает детям логические задачки. Дети отвечают по очереди, помогая друг другу в случае необходимости. | 3 мин. |
Физминутка. Зрительная гимнастика. |
«Художник Буратино» Превращаюсь в Буратино (зажмурить глаза) Буду рисовать картину. (открыть глаза широко) Нарисую я пейзаж, (круговое движение глазами) Носик я мокну в гуашь. (глаза вниз) Вот и небо чистое, (глаза вверх) Солнышко лучистое, Травка, речка голубая (сощурить глаза, улыбнуться) Я рисую, не моргая. (широко открыть глаза) Будет носик рисовать, Наше зренье улучшать! (5 раз моргнуть, хлопая в ладоши) |
2 мин. |
Решение примеров | Каждому ребенку дается карточка с заранее приготовленными примерами. По 2 примера в каждой карточке. Дети решают самостоятельно. Потом все вместе разбирают ошибки и помогают друг другу. | 5 мин. |
Итог занятия | Подведение итогов. Прощание с Буратино | 1 мин. |
Общее время занятия – 30 минут. Первая физминутка, ритмическая, проведена на 10 минуте; вторая – зрительная гимнастика – через 11 минут. Такое расположение позволило на протяжении всего занятии удерживать интерес и внимание всех детей на заданиях, предлагаемых педагогом. Дети активно участвовали в занятии, не отвлекались на посторонние разговоры и предметы, что, в конечном итоге, позволило им максимально хорошо усвоить материал, пройденный на занятии по ФЭМП. Процент освоения знаний, умений и навыков на занятии равен 53.
Занятие по развитие реч. «Мы идём в осенний лес!». Описание хода занятия с приведением времени длительности каждого этапа приведено в таблице 2.
ТАБЛИЦА 2
Этап | Содержание | Длительность |
Орг. момент | Дети здороваются с педагогом и друг с другом. Вспоминают праздник «День учителя». | 1 мин. |
Загадки | Дети отгадывают загадки на тему «Осень». | 3 мин. |
Чтение стихотворений | Проговаривают с педагогом, выученные заранее, стихи про осень. | 2 мин. |
Игра «Подбери признак» | Подбирают прилагательные к существительным по осенней тематике. Речевой материал подготовлен педагогом заранее. | 2 мин. |
Блиц-опрос | Дети отвечают на короткие вопросы про осень. | 2 мин. |
Ритмическая физминутка |
«Осенние листочки». Мы – листики осенние, на ветках мы сидели. (сесть на корточки) Ветер дунул, полетели. (руки в стороны, покру- житься) Мы летели, мы летели, И на землю тихо сели. (медленно опускать, сесть на пол) Ветер снова набежал и листочки все поднял (встать и потянуться) Повертел их, покрутил (плавные наклоны вперед- назад, вправо-влево) И на землю опустил. (наклон, достать пальцами до пола) |
2 мин. |
Игра «Закончи фразу» | Педагог предлагает речевой материал из начала фраз. Дети подбирают к ним логическое окончание. Педагог подводит детей к «прогулке в осенний лес». | 2 мин. |
Рассказ о животных | По дороге дети встречают лесных зверей: ежика, мышку, мишку. Рассказывают о них. Отрабатывают пройденные недавно звуки [ш], [ж]. | 4 мин. |
Игра «Лабиринты» | Дети работают с индивидуальными карточками, на которых изображен лабиринты. Помогают зверям найти дорогу к дому. Раздаточный маериал подготавливается педагогом заранее. | 3 мин. |
«А кто еще живет в лесу» | Дети по очереди называют лесных животных. Затем обобщают их одним словом «звери» или «животные». | 2 мин. |
Зрительная гимнастика. |
«Осенний лес». Вот стоит осенний лес! В нем много сказок и чудес! (круговые движения глазами) Слева – сосны, справа – дуб! (глаза влево-вправо) Дятел сверху – тук да тук. (глаза вверх-вниз) - Глазки, ты, закрой-открой (зажмурить и открыть глаза) И скорей бегом домой! (несколько раз часто поморгать) делать 2 раза |
2 мин. |
Игра «Четвертый лишний» | Дети выбирают лишнюю картинку из представленного м ряда иллюстраций. | 3 мин. |
Итог занятия. | Дети прощаются с лесными животными и «возвращаются» с прогулки по осеннему лесу. Делятся своими впечатлениями. | 2 мин. |
Общее время занятия – 30 минут. Ритмическая физминутка проведена на 11 минуте занятия, зрительная гимнастика – через 10 минут. Дети принимали активное участие и в подвижных и в спокойных играх. Внимание к каждому ребенку позволило заметить даже минимальные признаки утомления, а использованные физминутки помогли вовремя устранить эти признаки, что позволило детям намного лучше усвоить предлагаемый им на занятии по развитию речи материал. Процент освоения знаний, умений и навыков на занятии равен 71.
Занятие по рисованию «Осень золотая». Описание хода занятия с указание времени длительности каждого этапа приведено в таблице 3.
ТАБЛИЦА 3.
Этап | Содержание | Длительность |
Орг. момент | Воспитатель рассказывает детям сказку о листике. | 3 мин. |
Беседа | Дети с воспитателем в свободной форме ведут беседу об осени и листопаде. | 3 мин. |
Блиц-опрос | Воспитатель показывает детям приготовленные заранее листики. Дети отвечают, с какого дерева или кустика листик. | 3 мин. |
Пальчиковая гимнастика. |
«Осень». Ветер северный подул, (подуть на пальчики) Все листочки с липы сдул. (плавающие движения кис- тями рук) Полетели, закружились И на землю опустились. (ладони загзагами плавно опустить на стол) Дождик стал по ним стучать, Кап-кпа-кап, кап-кап-кап. (постучать пальцами по столу) Град по ним заколотил. Листья все насквозь пробил. (постучать кулачками по столу) Снег потом припорошил, (плавные движения кистями рук вперед-назад) Одеялом их накрыл. (ладони крепко прижать к столу) |
2 мин. |
Практическая часть. | Дети учатся изобразительной технике «Печатание рисунков». Покрывают листья с деревьев акварелью и отпечатывают их на листе бумаги. После заполнения всего листа пририсовываются ствол и ветви. | 10 мин. |
Зрительная гимнастика. |
«Осенние краски». Осень по опушке краски разводила, (круговые движения глазами) По листве тихонько кистью проводила (глазами влево-вправо) Пожелтел орешник и зарделись клёны, (глазами вверх-вниз) В пурпуре осинки, только дуб зелёный. (зажмурить глаза) Утешает осень: не жалейте лета! (закрыть и резко открыть глаза) Посмотрите – осень в золото одета! (круговые движения глазами) |
2 мин. |
Игра «лети, лети, листок». | Дети становятся в круг и каждый получает листики. Воспитатель с корзинкой становится в центр и называет название дерева. Тот ребенок, у которого листик названного дерева, подбегает и бросает его в корзинку воспитателя. | 4 мин. |
Итог занятия. | Дети делятся впечатлениями о занятии,. Отвечают на вопрос: «Листик какого дерева считает каждый из них самым красивым?». Педагог дает оценку работам детей. | 3 мин. |
Общее время занятия – 30 минут. Первая физминутка, пальчиковая гимнастика, была проведена на 10 минуте занятия, а вторая – зрительная гимнастика – через 10 минут. На занятии дети были активны, а результаты их практической деятельности поражают своей красотой. Дети хорошо усвоили новый материал и новую для них технику изобразительной деятельности. Не малую роль в этом сыграло правильное время проведения физминуток, так как вовремя пресекались признаки утомления у детей и они смогли полностью погрузится в творческую атмосферу занятия. Хочется так же отметить, что физминутки были проведены так, чтобы не прерывать самостоятельную творческую работу детей. Процент освоения новых знаний, умений и навыков на занятии равен 88.
Особое внимание хочется обратить на тематику подобранных физминуток. Все они так или иначе пересекаются с общими темами проводимых занятий, что так же играет большую роль во всестороннем развитии детей. Дети полностью погружаются в тематику занятий, а физминутки со стихотворным ритмичным сопровождением позволяют снять самые малые признаки усталости, при этом не отрывая детей от общей идеи урока.
По результатам исследования видно, что использование в практической педагогической деятельности предложенной системы проведения физкультминуток имеет коррекционную направленность в обучении детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.