Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Концептуальная картина мира как основа познания и сознания субъекта

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Горбачёва Карина Александровна
Рубрика: Филологические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №11 2018»  (ноябрь, 2018)
Количество просмотров статьи: 2461
Показать PDF версию Концептуальная картина мира как основа познания и сознания субъекта

Горбачёва К.А.,
магистрант

научный руководитель: Богатикова Л.И.
Гомельский государственный университет
имени Франциска Скорины

Человек как субъект познания является носителем определенной системы знаний, представлений, мнений об объективной действительности. Данная система в различных научных отраслях называется по-разному: концептуальная картина мира, концептуальная модель мира, образ мира и изучается в различных аспектах.

Термин «картина мира» принадлежит к числу основных, выражающих индивидуальность человека и его бытия, связь между человеком и окружающим его миром, важнейшие условия его пребывания и развития в мире. Картина мира воспринимается большинством ученных-лингвистов как исходный глобальный образ мира, который составляет основу мировоззрения человека. Термин «концептуальная картина мира» исследуется разными науками.

Картину мира, составленную из концептов и связей между нами, называют концептуальной картиной мира. Концептуальные картины мира отличаются в зависимости от эпохи, принадлежности к социальной группе и т. д. Даже люди, которые говорят на одном языке, могут иметь различные концептуальные картины мира, а люди, которые говорят на разных языках, могут иметь близкие концептуальные картины.

Впервые понятие концепт было введено С.А.Аскольдовым-Алексеевым в 1928 г. Концепт- это мысленное образование, заменяющее нам в процессе мысли неограниченное количество предметов одного и того же рода. Но это не доказывает того, что концепт является всегда заместителем разных предметов. Он может замещать лишь некоторые стороны предмета. Концепт выполняет не только заместительную функцию, но он также расширяет значения слова, помогая нам домыслить, дофантазировать. Следовательно, концепт — не только алгебраическое обозначение, он может пониматься адресатами по-разному. Концепт мы используем в письме и устной речи, так как охватить значение слова человек не всегда сможет в силу различных обстоятельств, таких как образование, профессия и т. д..

Концептуальная картина мира в судьбе своего носителя выполняет две главные функции:

1.Регулятивную функцию. Концептуальная картина мира служит примером и ориентиром при осуществлении жизнедеятельности, упорядочивая особенности восприятия им совершенно незнакомой информации об окружающей среде, переработку и хранение данной информации, включая внешнюю активность человека в определенных жизненных ситуациях в соответствии с полученной информацией.

2.Интерпретативную функцию. Здесь мы говорим о том, что знания о природе, которые помогают нам сложить картину мира, не просто соединены в рамках этой картины мира, но и подвергаются оценке. Каждая культура имеет свою идеализированную модель мира. В случае, если новое знание отвечает идеализированной модели мира, тогда оно рассматривается как «хорошее»; если не отвечает хоть по одному параметру, тогда оно рассматривается как «плохое». При непричастности к идеализированной модели знание получает оценку «безразличное».

Концептуальные признаки выявляются через семантику языка. Значения слов, фразеологических единиц, структур предложений служат ключом знаний о содержании концептов. Концепты выражаются словами, но вся совокупность речевых средств не дает полной картины концепта. Слова — часть концепта, поэтому нам необходимо иметь целый синонимичный ряд слов, чтобы выразить содержание концепта.

Мы также можем выяснить какое основное (словарное) значение заменяет концепт из контекста или из общей ситуации. Концепт — результат встречи основного (словарного) значения слова с личным опытом человека.

Чем разнообразней личный и культурный мир человека, тем разнообразней и больше потенции концепта, так как человек играет большую роль в том, как воспринято слово, его значение и концепт.

Слово, значение слова, концепты слова существуют не отдельно, а в определенной человеческой сфере. Каждый человек имеет личный и культурный опыт, свои личные знания, умения и навыки, с помощью которых мы можем определить разнообразие значений и концептов слов.

Важное значение в определении бедности языка и концепта слов является культурный опыт человека. Чем этот опыт беднее, тем меньше и словарный запас (как активный, так и пассивный). Нужно не просто знать огромное количество слов, но и уметь быстро извлекать ассоциации исходя из опыта.

Концепты, которые составляют концептуальную картину мира, конкретны и остаются в сознании человека в виде чувственного образа. Хоть образы и конкретны, но они могут абстрагироваться из чувственного образа в мыслительный.

Культурный концепт является основной единицей лингвокультурологии. Культурный концепт — многоуровневое смысловое образование, в котором можно выделит ценностную, образную и понятийную стороны. Вся сумма языковых и неязыковых средств, которые прямо или косвенно уточняют, иллюстрируют и развивают его содержание называется языковым выражением концепта.

Таким образом, концепт — это хранящаяся в индивидуальной либо коллективной памяти значимая информация, обладающая определенной ценностью, это переживаемая информация.