Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Абдулмаликов Хасан Халидович
магистрант направление подготовки 40.04.01. Юриспруденция
ФГБОУ ВО "Чеченский государственный университет"
При рассмотрении элементов структуры гражданского общества обращено внимание на дискуссионные вопросы о включении или не включении в нее различных институтов, таких как семья, церковь, местное самоуправление, институт Уполномоченного по правам человека и др. Церковь и семья не могут определяться как институты гражданского общества, представляя глубоко личностную сферу интересов. Органы местного самоуправления и Уполномоченный по правам человека также не являются институтами гражданского общества, вследствие публичного характера своей деятельности.[1]
Семья, будучи социальным институтом или институтом общества вообще, тем не менее, к гражданскому обществу не относится. Нельзя говорить, что в семье реализуются сугубо частные интересы человека, но это интересы и не общественные и более близки именно к частным интересам. Недаром, например, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и достоинства, предусмотрено одной и той же ч. 1 ст. 23 Конституции Российской Федерации. Можно сказать, что семья — это сфера частных интересов, но не одного человека, а всех членов семьи или совокупный частный интерес. Примерно то же самое можно сказать и о церкви. В ней как в социальном институте также реализуется совокупный частный интерес. Что касается религиозных объединений граждан, особенно при отставании ими своих религиозных интересов, то такие организации, на наш взгляд, не отличаются от общественных объединений и относятся, таким образом, к гражданскому обществу.[2]
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации характеризуется диссертантом, как государственный институт, хотя и близкий к гражданскому обществу. Местное самоуправление, наоборот, будучи институтом гражданского общества, является институтом близким к государству. То, что оно не относится к государству прямо указано в ст. 12 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Информационная система, представленная средствами массовой информации, значимость которых, как институтов гражданского общества, возрастает в каждым днем в связи с развитием информационных технологий, поскольку граждане все более активно участвуют в государственной и общественной жизни посредства использования различных информационных ресурсов. Подтверждая сказанное, автор ссылается на отдельные положения Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации и указывает, что все чаще сегодня предметом обсуждения выступают вопросы построения электронного государства и развитого информационного общества.
Гражданское общество, на взгляд автора, это особое качественное состояние общества, возникающее только при таком уровне развития государства, когда оно готово или вынуждено идти на разгосударствление различных сфер общественной жизни, отдавать решение вопросов, ранее находившихся в исключительном ведении государства в руки граждан и их объединений. В этом смысле, по мнению автора, следует обратить особое внимание на такой институт гражданского общества, выделяемый практически всем исследователями, как общественные объединения.
Литература: