Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Контролирующая функция компьютера при обучении иностранному языку

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Петухова Галина Николаевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №12 2019»  (декабрь, 2019)
Количество просмотров статьи: 996
Показать PDF версию Контролирующая функция компьютера при обучении иностранному языку

Петухова Галина Николаевна
ст. преподаватель кафедры английского языка
ГГУ им. Ф. Скорины
Беларусь, г. Гомель
E-mail: petukhov@tut.by

В условиях создания новой информационной среды и новой информационной культуры использование компьютера в учебном процессе приобретает особую актуальность. Использование возможностей компьютера в качестве среды обучения способствует не только продвижению к реализации цели обучения, но и повышает эффективность учебного процесса, позволяет решать учебные задачи более рациональным способом, сокращает время обучения, дает возможность получить максимальное количество информации за кратчайшее время. Задания, разработанные при помощи компьютера, привлекают студентов своей необычностью в сравнении с традиционными формами обучения, побуждают к систематическим занятиям по предмету, создают дополнительную мотивацию обучения. В то же время, компьютер не может, да, наверное, и не должен полностью заменить преподавателя, особенно по иностранному языку, но нельзя и недооценивать его роль как средства поддержки процесса обучения.

Технические возможности современных компьютеров, а также наличие соответствующего программного обеспечения позволяет наиболее полно использовать эти достижения при обучении иностранному языку. Согласно современным исследованиям, преподаватели иностранного языка, использующие компьютер в процессе обучения, могут осуществлять следующие функции:

— коммуникативную;

— организационно-стимулирующую;

— информативную;

— тренировочную;

— управляющую;

— контролирующе-корректирующую.

Так как проверка знаний важна для правильного управления процессом овладения знаниями, требует непрерывного получения информации о его протекании и своевременного реагирования на отклонения от хода обучения, тестовый контроль знаний играет большую роль в обучении иностранным языкам. В настоящее время существуют разнообразные контролирующие программы. Это оправдано тем, что традиционная система контроля обладает рядом недостатков. Применение компьютера для текущего и итогового контроля позволяет осуществить в реальном масштабе времени объективный контроль уровня знаний, реализовать дифференцированный и индивидуальный подход, воплотить требования максимальной объективности контроля, сократить время на проведения контроля, освободить преподавателя от трудоемкой работы по обработке результатов.

При составлении тестирующих программ следует учитывать, что они должны соответствовать требованиям учебных программ и требованиям адекватности, иметь, четкий, однозначный, не допускающий двусмысленности ответ и оцениваться стандартно.

При компьютерном тестировании важно соблюдать основные дидактические принципы обучения. Принцип научности может быть реализован посредством улучшения способов презентации учебного материала. Принцип сознательности обеспечивается возможностью сознательного выбора обучаемым собственных стратегий достижения учебных целей, предоставлением различных средств поддержки обучения (например, ссылки на соответствующую литературу). Принцип доступности реализуется в соответствии с уровнем владения языком и навыком работы на компьютере. Принцип активности как бы заранее заложен в процессе компьютерного обучения, т.к. инициатором работы на компьютере всегда является пользователь. Компьютерный тест должен воплощать систематичность и последовательность подачи материала. Он позволяет наиболее полно реализовать учет индивидуальных особенностей обучаемого, расширить дидактические функции наглядности. Наглядность выполняет активизирующую и симулятивно-моделирующую функции.

В компьютерных тестах следует использовать материал согласно учебной программе и по возможности лексика по специальности обучаемых. Чаще всего представлены следующие формы тестирования:

1 закрытая: выбрать правильный из нескольких предложенных вариантов;

2 открытая: добавить недостающую смысловую единицу;

3 на соответствие: установить соответствие между двумя смысловыми единицами;

4 установление правильной последовательности.

Наряду с сериями тестовых упражнений, полезно предусмотреть наличие средств учета количества ошибочных ответов, регистрацию времени выполнения заданий, учет количества обращений к одному и тому же заданию и выставление итоговой отметки на основе подсчета баллов.

При составлении данных программ следует учитывать различные эргономические параметры, компьютерный дизайн, психолого-гигиенические нормы, правила презентации учебного материала (символы, сокращения и т.п.), удобочитаемость шрифта, способы выделения и т.д.

Следовательно, компьютер, обладает широкими возможностями не только в выполнении функций закрепления знаний, формирования гибких и прочных навыков употребления языкового материала, но и четкого контроля этой деятельности с оценкой знаний по разным параметрам.