Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Трубачева Марина Владимировна,
учитель начальных классов
МБОУ "СОШ №5 с УИОП
г. Шебекино Белгородской области"
Технологическая карта урока — современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.
Технологическая карта урока — обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы. Проект урока — это представленный учителем план проведения урока с возможной корректировкой (заложенной изначально вариативностью урока.)
В структуре технологической карты выделяют следующие
структурные блоки:
— блок целеполагания (то, что необходимо сделать, воплотить), который включает указание темы урока, его цели(ей), планируемых результатов;
— инструментальный блок (какими средствами это достижимо), который содержит указания на задачи урока, тип урока, его этапы, УМК, другие источники информации, используемые на уроке, оборудование, дидактическое сопровождение и др.;
— организационно-деятельностный блок (план урока, детализированный до действий и операций, представленный в таблице схеме).
Проектирование урока русского языка в процессе разработки его технологической карты
Этот процесс включает в себя:
— определение темы урока и усваиваемых понятий;
— осмысление и формулировку целей и результатов урока;
— проектирование и указание технологии, методов, приемов;
— определение типа урока и проектирование его этапов;
— подробную характеристику технологии обучения на каждом этапе проектируемого урока.
При проектировании урока на основе технологической карты учитель руководствуется следующими требованиями к уроку:
— цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику;
— учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.);
— используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе;
— учитель опирается на технологию диалога, обучает учащихся ставить вопросы;
— эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески;
— на уроке происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся;
— учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает его минимальные успехи;
— специально планирует коммуникативные задачи урока;
— принимает и поощряет выражаемую учеником собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения;
— стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта;
— на уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель — ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.).