Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Дадаева Макка Сапорбековна
ст.преподаватель кафедры конституционного
и административного права
ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет
E-mail: bela_007@bk.ru
Динамика развития законодательства Российской Федерации отражает в том числе уровень развития правовой культуры общества. Государство посредством права регулирует как существующие, так и новые общественные отношения, реагирует на новые вызовы и проблемы в обществе, в необходимых случаях прибегая к принуждению. Вместе с тем, несмотря на усложнение социальных процессов, дифференциацию нормативного регулирования и правоприменения, основополагающие конституционные гарантии защиты прав граждан в своей правовой природе по большей части остаются неизменными, либо должны таковыми оставаться. [1]
Наблюдения и исследования показывают, что на протяжении новейшей истории Российской Федерации среди всех отраслей права стремительно развивается и изменяется избирательное право. В то же время по объективным причинам развитие положений законодательства, регламентирующих избирательные правоотношения, носит по большей части периодический характер. Это обусловлено цикличностью проведения выборов разного уровня и, как следствие, волнообразным вниманием общественности к особенностям вопросам правового регулирования соответствующих правоотношений.
Вместе с тем, особый научно-практический интерес вызывает правоприменительная, и в первую очередь судебная, практика разрешения избирательных споров в контексте реализации конституционных гарантий избирательных прав граждан, поскольку именно судебный порядок защиты избирательных прав в современной российской действительности имеет бесспорный приоритет.
С позиций науки конституционного права «гарантии» — это в первую очередь особый вид правовой нормы — «нормы-гарантии», существующие наравне с нормами-принципами, нормами-дефинициями и нормами- декларациями. Данное содержание отражает особую правовую природу конституционных гарантий как разновидности норм права, что позволяет говорить о самостоятельном функционировании норм-гарантий в системе отрасли избирательного права.
Особое место судебной защиты в системе конституционных гарантий избирательных прав граждан заключается в следующем:
-данная гарантия закреплена в Конституции РФ и обеспечивает защиту конституционных прав, ряд из которых составляют основу конституционного строя РФ (в том числе право на свободные выборы). Исходя из юридической природы Конституции РФ, нормы-гарантии судебной защиты имеют прямое действие и высшую юридическую силу по отношению к нормам избирательного и процессуального права;
-для реализации (в том числе) права на судебную защиту создана отдельная ветвь государственной власти, самостоятельная, независимая и структурно обособленная от органов исполнительной и законодательной власти, местного самоуправления, иных органов, не входящих в традиционную триаду государственной власти, в том числе избирательных комиссий;
-при обеспечении конституционного принципа всеобщности
-избирательного права наиболее значительную роль играют органы судебной власти, в чьей исключительной компетенции находится установление обстоятельств, являющихся основанием для лишения гражданина возможности использовать активное и пассивное избирательное право, и как следствие, реализовать свой конституционный статус гражданина Российской Федерации;
— вступившее в законную силу судебное решение является обязательным для всех без исключения участников избирательного и референдумного процессов.[2]
Наличие в избирательном законодательстве значительного количества процессуальных норм свидетельствует о так называемой институционализации данных норм, которая позволяет исследователям в системе избирательного права выделить самостоятельный институт избирательного процесса. Вместе с тем, процессуальные нормы избирательного права формируют и другой правовой институт, не менее важный чем институт избирательного процесса — институт процессуальной защиты избирательных прав, или институт избирательных споров, включающий в себя одновременно нормы конституционного, избирательного и процессуального права.
Избирательные споры можно рассматривать как конституционное охранительное правоотношение процессуального характера, в рамках которого в административном или судебном порядке разрешаются разногласия, возникающие между субъектами избирательных правоотношений в связи с реальными или предполагаемыми нарушениями избирательных прав в ходе референдума либо избирательных кампаний различного уровня.
Урегулирование избирательных споров в силу их особой юридической природы требует использования особых процессуальных процедур, отличных от обычного гражданского судопроизводства. В ходе рассмотрения избирательных споров судебные органы не могут в полной мере использовать весь арсенал процессуальных средств гражданского искового производства, поскольку избирательные споры проистекают из сферы публично-правовых отношений.
Литература: