Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Коммуникативные стратегии педагогического дискурса

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Богатикова Людмила Ивановна
Рубрика: Филологические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №11 2017»  (ноябрь, 2017)
Количество просмотров статьи: 5130
Показать PDF версию Коммуникативные стратегии педагогического дискурса

Индюкова Надежда Сергеевна
студентка 3 курса
факультета иностранных языков,

Научный руководитель: Богатикова Людмила Ивановна
канд. пед. наук, доцент,
зав. каф. теории и практики английского языка
ГГУ им. Ф. Скорины,
г. Гомель, Республика Беларусь

Дискурс — это связный текст в совокупности с экстралингвистическими, прагмалингвистическими, социокультурными, психологическими и другими факторами; текст, взятый в событийном аспекте; речь, рассматриваемая как целенаправленное социальное действие, как компонент, участвующий во взаимодействии людей и механизмах их сознания (когнитивных процессах) [1, с. 136 — 137]. Иными словами, термин «дискурс» обозначает форму использования языка [2, с. 2].

Выделяют несколько видов дискурса, одним из которых является педагогический дискурс. Предметом его изучения является речевое поведение педагога, обусловленное определенными лингвистическими, прагмалингвистическими, социокультурными, психологическими характеристиками, свойственными для данного вида дискурса. Педагогический дискурс представляет собой общение в рамках статусно-ролевых отношений. Системообразующие признаки педагогического дискурса — цель, участники, ценности, стратегии, жанры. Цель педагогического дискурса — социализация нового члена общества, то есть объяснение устройства мира, норм и правил поведения, организация деятельности нового члена общества в плане его приобщения к ценностям и видам поведения, ожидаемым от ученика, проверка понимания и усвоения информации, оценка результатов. Участники педагогического дискурса — это учитель и ученик, которые выступают в различных ситуациях общения. Учитель передаёт ученику знания, нормы поведения общества и оценивает успехи ученика.

Стратегия — это общие принципы речевого поведения в связи с постановкой конкретной практической задачи и планом ее реализации. Стратегии педагогического дискурса — это последовательности интенций речевых актов в типовой ситуации социализации. Они могут быть охарактеризованы как пояснение, объяснение нового материала, оценка результатов работы, контроль, взаимодействие и организация деятельности основных участников данного дискурса — учителя и учеников [4]. Таким образом, выделяют следующие коммуникативные стратегии: объясняющую, оценивающую, содействующую, организующую и контролирующую. Коммуникативная стратегия взаимодействия учитель — ученик определяется учителем, управляющим процессом познавательной деятельности, регулирующим взаимоотношения между учащимися, создающим атмосферу доброжелательного и активного речевого общения.

Объясняющая коммуникативная стратегия выполняет функцию реализации последовательности интенций, сориентированных на информирование и передачу знаний и их толкования с целью успешного их усвоения учащимися. В этой стратегии дискурса наиболее демонстративен эмоционально-интеллектуальный аспект речевого поведения учителя, который призван обеспечить свою объяснительную речь вербальными и невербальными средствами. Интенция данной стратегии отражена в исходном значении глагола «учить» — «передавать знания» и, соответственно, значения слова «объяснять» — называть, характеризовать, определять, соотносить, конкретизировать, обобщать, интерпретировать, переформулировать. Для неё также характерны слова, отражающие мыслительно-речевой процесс и сигнализирующие о совместности действий в процессе передачи информации: «разберёмся», «укажем», «вспомним», «отметим» и т.д.

Оценивающая стратегия педагогического дискурса реализуется в праве учителя давать оценку событиям, связанным с учебной деятельностью и успехами ученика [3]. Она выражается с помощью следующих средств:

1 образные стратегии

2 эмоционально-оценочная лексика

3 восклицательные предложения: «Тишина в классе!», «Be quite!»

4 фразеологические единиц: «Бить баклуши тут не получится».

5 метатекстовые элементы, содержащие прямые оценки коммуникативной ситуации, предмета речи и хода дискурса.

Контролирующая стратегия выражена в таких внешних контрольно-оценивающих речевых актах как:

1 констатирующие — учитель устанавливает факт выполнения учениками поставленной задачи: «Ребята, я попросила вас принести... Покажите, все принесли?».

2 проверяющие — учитель проверяет уровень овладения учениками учебных знаний: «... На прошлом занятии мы изучили постановку двоеточия в предложении... Каковы условия его постановки? Верно. Будьте внимательны с выполнением упражнений».

3 диагностические контрольно-оценивающие — учитель устанавливает уровень развития психических процессов у учащихся, учебных умений.

Содействующая стратегия направлена на создание оптимальных условий для формирования личности. Она выражается в виде положительного отношения к адресату как центральной категории во всём учебно-педагогическом взаимодействия (одобрение, похвала для поддержания решимости и закрепления положительных усилий): «Молодец!», «Хорошо потрудился!», «Good job!», «Well done!», «Go ahead!», «You can do it!».

Организующая стратегий дискурса заключается в совместных действиях участников общения: приветствия, обращения и т.д.; выражения, используемые при возникновении конфликтов; этикетные высказывания в ходе учебно-педагогического общения [3]. Например: «... Сегодня мы с вами будем рассматривать новую тему... Давайте вспомним, о чём мы говорили в прошлый раз...Молодцы... Большое спасибо за занятие...» и др.

Для речи учителя как представителя профессиональной группы характерно использование побудительных высказываний, которые направлены на управление деятельностью учащихся — вниманием, вербальной и мыслительной деятельностью; вопросительных высказываний, а также использование различных приемов диалогизации, которые делают научный теоретический материал доступным для усвоения учащихся, а саму речь учителя более динамичной. Например: «Откройте тетради!», «К доске пойдёт...», " Почему у тебя нет тетради?" — «Оставил дома».

Таким образом, педагог организует, координирует, инициирует и контролирует речевое взаимодействие при помощи реализации стратегий педагогического дискурса, таких как объясняющая, оценивающая, содействующая, организующая и контролирующая.

Список литературы:

  1. Лингвистический энциклопедический словарь / под. ред. В.Н. Ярцевой. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 136 — 137.
  2. Van Dijk, T.A. Discourse as Interaction in Society / T.A. Van Dijk (ed) // Discorse as social Interaction. Discourse Studies: a multidisciplinary introduction. — London: Thousand Oaks; New Delhi: Sage Publications, 1997. — P. 2 — 3.
  3. Макарова Д.В. Народное образование. Педагогика. — Сибирский педагогический журнал 2008.- С. 190-195.
  4. Тленкопачева М. Н. Основные элементы педагогического дискурса / Актуальные вопросы филологических наук: материалы III Междунар. науч. конф. — Казань: Бук, 2015. — С. 57-60.