Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

КОММУНИКАТИВНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Лозовская Татьяна Витальевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №12 2023»  (декабрь, 2023)
Количество просмотров статьи: 79
Показать PDF версию КОММУНИКАТИВНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

Лозовская Татьяна Витальевна
старший преподаватель
кафедры межкультурных коммуникаций
и международного туризма
ГГУ имени Ф. Скорины
Г. Гомель, Республика Беларусь

На сегодняшний день наиболее эффективным методом реализации практики общения (говорения и восприятия речи на слух) является коммуникативный. Коммуникативная направленность практических занятий по иностранному языку предполагает наиболее полное погружение студентов в языковую среду, создание таких условий, при которых усвоение языкового материала осуществлялось бы естественным путем в процессе общения. В этой связи важное значение приобретает развитие профессионально ориентированных умений в таком виде речевой деятельности как говорение в диалогической форме.

Лингвистический компонент обучения диалогической речи должен включать в себя строго отобранный языковой и речевой материал, лексический и грамматический минимум, образцы речевых высказываний, обусловленных ситуативно и тематически. Учитывая специфику обучения диалогической речи студентов неязыковых специальностей в основе отбора лексического материала должен лежать принцип функциональности, который подразумевает использование лексики соответствующего понятийно-тематического направления по частотности ее употребления, характерной для данной языковой задачи в определенной ситуации, а также выбор сфер коммуникаций и основных проблем для обсуждения. Практика показывает, что наибольший эффект достигается в том случае, если тема является интересной и существенной для студентов и позволяет им реализовать свой языковой и культурный потенциал.

В зависимости от изучаемой темы диалоги по созданию ситуаций общения можно разделить на две основные группы: диалоги обмена информацией и ролевые диалоги. Диалоги первой группы характеризуются тем, что партнерам нет необходимости вживаться в роль, так как они обмениваются реальной и равноценной информацией и их наиболее целесообразно использовать при обсуждении прочитанного текста. При этом очевидно, что уровень сформированности коммуникативной компетенции в говорении напрямую зависит от качества овладения его лексическими и грамматическими сторонами, а точнее, разнообразными действиями с языковым материалом, приводящими к формированию навыков и умений диалогической речи.

Ролевые диалоги рекомендуется использовать для более подготовленных в языковом плане студентов, так как они требуют осмысленного и эффективного использования языковых и речевых средств, социокультурной информации. Вместе с тем проблемные ситуации, положенные в основу ролевого диалога, наиболее интересны студентам и часто являются средством воссоздания предметного содержания будущей профессиональной деятельности. Так, использование ролевого диалога на завершающем этапе изучения темы «Моя будущая специальность» приобретает для студентов личностный смысл и становится эффективным фактором мотивации учения.

Для эффективной работы с ролевым диалогом важно определить тематику, содержание, сферу и ситуацию общения, коммуникативных партнеров, характер их взаимодействия.

При использовании как тех, так и других диалогов важное значение приобретает оценивание говорения в диалогической форме. Предлагается учитывать следующие факторы:

1. Способность к коммуникативному взаимодействию (понимание вопросов, поддержание беседы).

2. Полнота раскрытия темы (полные ответы, комментарии, выражение личного отношения).

3. Объем (количество реплик).

4. Относительная грамматическая правильность (использование простых и сложных грамматических форм, при этом ошибки не препятствуют пониманию содержания).

5. Диапазон используемых лексических средств (элементарная лексика или разнообразная лексика, использование устойчивых сочетаний).

6. Беглость речи (наличие пауз, требуемое для подбора слов время, свобода выражения мыслей).

Совершенствование умений в диалогической речи обеспечивает развитие иноязычной коммуникативной компетенции студентов и готовит их к участию в межкультурном и профессиональном общении в устной форме.