Евразийский
научный
журнал

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ НАУЧНЫХ РАЗРАБОТОК - ОСНОВА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Далиев Хусан Хожакбарович, Отажонов Шухрат Ибраимжонович
Рубрика: Экономические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №1 2022»  (январь, 2022)
Количество просмотров статьи: 227
Показать PDF версию КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ НАУЧНЫХ РАЗРАБОТОК - ОСНОВА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

Ш.И.Отажонов,
Х.Х.Далиев


Ташкентский государственный экономический университет
г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: В статье представлены научно обоснованные предложения и рекомендации по формированию инфраструктуры инновационной деятельности, на основе которых увеличиваются масштабы внедрения научных разработок в соответствующие отрасли и отрасли экономики. Освещены методологические вопросы усиления интеграции и коммерциализации науки, образования и производства.

Ключевые слова: коммерциализация, инновация, инфраструктура, интеграция, научная разработка

COMMERCIALIZATION OF SCIENTIFIC DEVELOPMENTS IS THE BASIS OF INNOVATIVE ECONOMIC DEVELOPMENT

Abstract: This article contains scientifically based proposals and recommendations on the formation of the infrastructure of innovation activities, on the basis of which to increase the scale of introduction of scientific developments in relevant sectors and industries of the economy. Methodological issues of strengthening the integration and commercialization of science, education and production are covered.

Keywords: commercialization, innovation, infrastructure, integration, scientific development.

Введение

На современном этапе экономической либерализации в Республике Узбекистан внедрение инноваций и коммерциализация становится одним из ключевых факторов повышения конкурентоспособности секторов экономики. Формирование инновационной экономики, коренное реформирование науки и повышение эффективности — один из важнейших и актуальных вопросов на современном этапе экономических реформ в Узбекистане.

Необходимо создание благоприятных условий для коммерциализации новых разработок, разработки научно обоснованных предложений и рекомендаций по повышению эффективности управления инновационной инфраструктурой, теоретического обоснования методологических подходов к повышению эффективности экономической конкурентоспособности и инновационного развития на основе о концепции инновационного кластера [1].

В связи с этим сегодня растет потребность в организации инновационного менеджмента, что нашло отражение в мировой практике менеджмента как современный источник конкурентоспособности с целью усиления способности адаптироваться к изменениям потребительского спроса.

Сегодня одним из важнейших организационно-экономических механизмов интеграции науки и производства являются структуры технической реализации: технополисы, технопарки, технопарки и т. д. Часто они организуются на базе исследовательских институтов и университетов или путем редевелопмента промышленных зон. Государственные и местные органы власти поддерживают развитие этих направлений в виде заказов на разработки, льготной и бесплатной аренды производственных и офисных помещений, предоставления лабораторного оборудования, помощи в получении кредитов. В технопарках создаются небольшие высокотехнологичные предприятия, выпускающие новые виды тестовой продукции.

Анализ и результаты

В рамках Указа Президента Республики Узбекистан «Об утверждении Стратегии инновационного развития Республики Узбекистан на 2019-2021 годы» от 21 сентября 2018 года № ПФ-5544 в области инновационного развития Республики Узбекистан была проделана большая работа по созданию базы данных, выявлению проблем и предоставлению соответствующей информации международным организациям.

За последние 3 года сфера науки кардинально реформирована, создано 18 научных организаций, 10 исследовательских центров и 4 технопарка.

В три раза увеличена заработная плата ученых, введена 30-процентная надбавка для кандидатов наук и 60-процентная надбавка для докторов наук.

Научным организациям выделено 32 миллиона долларов на закупку современного оборудования и 120 миллиардов сумов на ремонт зданий и сооружений.

Приняты три важных документа, определяющих правовые основы развития отрасли и укрепления ее кадрового потенциала — законы «О науке и научной деятельности», «Об инновационной деятельности» и «Об образовании». Указами Президента Республики Узбекистан утверждены Стратегия инновационного развития Республики Узбекистан, Концепция развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года и Концепция развития науки до 2030 года [2].

Впервые в стране сформирована стартап-система, ориентированная на инновационное производство, налажена система поддержки и финансирования стартап-проектов общей стоимостью 31,5 млрд сумов. Было профинансировано 34 стартап-проекта на сумму сумов и организовано производство конкурентоспособной новой продукции.

При участии цепочки «Ученый-банк-предприниматель» запущена новая система коммерциализации научных разработок, основанная на заинтересованности в коммерциализации научных разработок. В текущем году 17 научно-исследовательских институтов были присоединены к 15 министерствам, ведомствам и экономическим ассоциациям, и в целях поддержки научно-технического развития научным организациям было выделено в общей сложности 21,1 миллиарда сумов. Это привело к возможности координации деятельности субъектов интеграционной системы «Наука-Образование-производство» и созданию условий для инновационного развития экономики и использования инновационного потенциала региона в повышении его конкурентоспособности.

Стратегическое партнерство научно-исследовательских и высших учебных заведений и предприятий, на наш взгляд, представляет собой трехсторонние договорные отношения, состоящие из следующих специфических элементов:

— долгосрочная программа обучения с учетом перспектив развития отрасли и предприятий;

— адресная составляющая совместного обучения студентов высших учебных заведений, научно-исследовательских институтов и организаций;

— создание базы для прохождения студентами технологических стажировок;

— проведение совместных научно-исследовательских, экспериментальных и проектных работ, привлечение потенциала высшей школы и академической науки для создания и модернизации новых продуктов и технологий, их внедрения и коммерциализации;

— создание и переоснащение новых учебных и исследовательских лабораторий, совместных учебно-исследовательских и производственных комплексов, центра коммерциализации результатов инновационного процесса, опытно-конструкторских бюро в высших учебных заведениях;

— целенаправленная подготовка высококвалифицированных научных и научно-педагогических кадров;

— наличие коллегиальных экспертно-аналитических и дискуссионных органов, координирующих взаимодействие вузов, научно-исследовательских институтов и предприятий;

— развитие предприятий, создание консалтинговых групп, консалтинговых фирм для содействия распространению новостей;

— создание совместных структур для эффективного взаимодействия, включая базовые подразделения с новой функциональной нагрузкой и организационно-экономической моделью.

Обеспечение устойчивого инновационного развития экономики страны требует не только наличия соответствующего объема научно-исследовательских и инновационных работ, но и их практического применения. Стагнация связи между производственным и научным секторами экономики, низкий уровень освоения результатов фундаментальных и прикладных исследований промышленных предприятий, отсутствие стимулирующих факторов в использовании научных достижений, несоответствие инновационных идей потребностям рынка являются причинами низкой эффективности развития инновационных процессов в экономике.

Наш анализ показывает, что в мировом сообществе развивается структура «стартап-бизнес», лежащая в основе нового предпринимательства. В частности, в нашей стране сделаны первые шаги в этом направлении. Из госбюджета было выделено 50 миллиардов сумов на финансирование «стартап-идей» и создание стартап-экосистемы в Узбекистане. В результате впервые на сегодняшний день сформирована система поддержки и финансирования стартап-проектов, общая стоимость которых составляет 33 миллиарда сумов. Было профинансировано 35 стартапов на сумму сумов и организовано производство конкурентоспособной новой продукции [3].

Однако практические результаты показывают, что среда для успешных стартап-проектов еще полностью не сформирована, эффективность реализуемых стартап-проектов остается низкой, а большинство стартап-проектов не могут занять свое место на рынке из-за отсутствия маркетингового анализа. Еще один важный аспект — в регионах страны отсутствуют механизмы обучения инновационному предпринимательству на основе новых идей, и оно систематически не реализуется.

Для успешного решения существующих проблем необходимо пригласить ведущие международные акселерационные компании с привлечением средств международных финансовых институтов, через них, в первую очередь, обучить наших предпринимателей и молодежь новому инновационному бизнесу, оказывать помощь в реализации стартап-идей, а также совместно с ведущей зарубежной акселерационной компанией «Тренинг для тренеров» необходимо создать систему подготовки и переподготовки местных специалистов на основе мировых стандартов.

Следовательно, чтобы коммерциализировать научные разработки, необходимо перейти к системе равного финансирования с частным сектором и производственным сектором. Также рекомендуется создать национальный офис по инновациям и передаче технологий, который будет отвечать за коммерциализацию научных результатов и внедрение международного опыта.

Успех его реализации важен для участников инновационных проектов при финансировании высокотехнологичных предприятий. Они зависят от возможностей реализации проекта и чувствительности к различным негативным и позитивным факторам.

Кроме того, в отличие от обычного кредита (при котором все риски берут на себя заемщик, инвестор или организатор проекта), риски при финансировании высокотехнологичных предприятий распределяются между всеми участниками проекта, т.е. университетами, исследовательскими институтами, частными инвесторами и государством.

Для участия в крупных инновационных проектах необходимо объединение финансовых, проектных и других компаний, помимо вузов и научно-исследовательских институтов отрасли.

По возможности следует привлекать не только крупные национальные фирмы, но и иностранных участников. Согласно концессионному соглашению, высокотехнологичные предприятия будут включать государственные и региональные администрации, которые владеют определенным пакетом акций и могут не только оказывать финансовую помощь высокотехнологичному концессионеру, но и осуществлять эффективный внутренний контроль над его деятельностью. Однако, учитывая необходимость обеспечения высокого уровня гибкости и свободы творчества высокотехнологичных предприятий, это может быть ограничено выполнением надзорных функций высшими учебными заведениями в соответствии с действующим законодательством и концессионными соглашениями.

Основными инвесторами в процессе финансирования реализации инновационных проектов являются государственные, частные предприятия, физические лица и другие заинтересованные стороны. Они имеют прямое влияние на определение перспективных инноваций, готовых к финансированию из существующего информационного банка. В свою очередь, информационный банк инноваций состоит из различных разработок, предоставленных учеными, университетами и отраслевыми исследовательскими предприятиями и сформированных не только в одном регионе, но и по всей стране [4].

Для изучения финансово-экономического состояния предлагаемых проектов, стратегии их развития, гарантий и формируется специальная временная структура, направленная на разработку пакета обязательств.

Синергетический эффект от участия различных финансовых институтов в системе финансирования инновационных проектов заключается в том, что инвесторы, грантодатели и концессионеры выявляют, оценивают и анализируют не только свое участие, но и риск проекта в целом. Они также планируют и прогнозируют динамику финансовых потоков (баланс затрат и ожидаемые доходы), чтобы определить окупаемость инвестиций в проект и учесть последствия проекта.

Заключение

Наука, в основном, занимается фундаментальными и прикладными исследованиями, результаты которых могут быть представлены в университеты для практического описания фундаментальных исследований, оценки важности исследовательских данных и возможности их применения в конкретных условиях производства.

Если инновации стали формой потенциальных проектов, они должны быть зарегистрированы в банке информации об инновациях. Как упоминалось выше, инвесторы руководствуются собственными интересами и начинают с выбора инноваций, наиболее отвечающих их приоритетам и конкретным требованиям. Однако если проекты, образующие инновационный кластер в регионе, требуют больших объемов и высоких затрат, необходимо установить четкие и строгие критерии, которым должен соответствовать участник конкурса при выборе потенциального концессионера. Следует учитывать не только технико-экономические детали, но и требования к экологической безопасности. Результатом конкурса является выбор концессионера, с которым будет подписано концессионное соглашение на коммерциализацию инноваций.

При реализации инновационного проекта высокотехнологичное предприятие должно создать максимально благоприятные условия для научной продукции, чтобы укрепить свои позиции на мировых рынках, ведь можно понять необходимость постоянного обновления продукции, иначе все преимущества, скорее всего, скоро исчезнут. . Поэтому требуются высококлассные ученые, дизайнеры, дизайнеры для постоянного обновления продукта.

Согласно опыту зарубежных стран, эти страны готовы проводить широкомасштабную политику, а не в виде простых налоговых льгот для стимулирования инновационной деятельности. При этом налоговые льготы очень важны не только для научно-исследовательских организаций, но и для высокотехнологичных предприятий, которые не получают выгоды от разработки нового продукта без каких-либо мощностей. Отдельные налоговые льготы должны быть предоставлены инновационным предприятиям, работающим на договорной основе с институтами и университетами Академии наук, реализующим инновационные проекты в рамках технопарков.

Необходимо разработать меры по разработке новых продуктов и технологий в сетях и предприятиях, созданию экспериментальных образцов продукции, организации сетевых исследовательских центров, специализирующихся на подготовке необходимых экспериментальных испытаний и серийном производстве, с привлечением квалифицированных зрелых специалистов и научных сотрудников научно-исследовательских и высших учебных заведений соответствующего направления на крупных государственных предприятиях.

Список использованной литературы:

1. Отажонов Ш.И. Управленческие инновации на малых предприятиях. // Иқтисодиёт ва таълим. —Тошкент, 2010. —№ 5. —Б. 32–36. /Otajonov Sh.I. Upravlencheskiye innovatsii na malix predpriyatiyax. // Iqtisodiyot va ta’lim. —Toshkent, 2010. —№ 5. —B. 32–36.

2. Oтажонов Ш.И., Рахмонов Х.О. Новый путь привлечения иностранных инвестиций. // Moskva. 2010. —№ 6. —S. 51–54.

3. Друкер П. Эффективное управление: экономические задачи и оптимальные решения / Пер. англ. М.Котельниковой. -М.: 2008 г. — С.288.

4. Zaynutdinov Sh. Boshkarish samaradorligini oshirish yo‘llari // Iqtisodiyot va ta’lim. —T.: 2000. № 1. —B.48-49.